Михаил Ковальчук: «Мы являемся свидетелями великого слияния наук. Михаил ковальчук о конвергенции и будущем науки О мирной колонизации

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук - о процессе сближения естественно-научных и гуманитарных знаний

Глава НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук в интервью газете «Известия» рассказал, почему в современном мире стирается грань между физико-математическими и гуманитарными науками, как развивается междисциплинарное образование в России и чем компьютерная томография вместе с другими современными технологиями может быть полезной российским музеям.

- Михаил Валентинович, вы неоднократно говорили о необходимости конвергенции различных научных направлений. С чем это связано?

Я бы сказал, что это уже не необходимость, а реальность. К этому нас привели внутренние закономерности развития науки, процесса познания человеком окружающего его мира.

За свою историю человечество прошло сложный путь: от пассивного созерцания до активного преобразования природы. Первобытный человек обожествлял окружающий его мир, древние греки этот мир уже анализировали, пытались объяснить, воспринимая его при этом как единое целое.

Именно тогда начал формироваться общий массив знаний о природе и человеке, который назывался натурфилософией. Собственно, всем известные Демокрит, Архимед и прочие великие греки были именно натурфилософами, когда пытались понять структуру вещества, предсказывая атомистическую модель.

Затем, по мере развития человечества, усовершенствования технических устройств, вычленения и быстрого развития отдельных научных дисциплин, основанных на экспериментальном подходе, единый массив науки - натурфилософия - разделился.

Из первой его части - условно говоря, «натуральной» - развивались биология, физика, химия и прочее, а из философии, ставшей «инкубатором» для гуманитарных дисциплин, - психология, социология, история, лингвистика и т.д.

То есть человек начал искусственно разделять на сегменты этот единый массив знаний для его упрощения, понимания, для более подробного изучения явлений, объектов, их анализа.

Такая узкая специализация в науке, с одной стороны, позволила детально изучить и понять многие процессы, а с другой стороны, привела к утрате целостной картины мира. Созданная человеком узкоспециализированная наука породила, в свою очередь, отраслевые технологии и определила отраслевую организацию промышленности.

В ХХ веке, при реализации космического и атомного проектов, стала очевидной необходимость расширить эти отраслевые рамки для создания таких сложных объектов, как самолет, подводная лодка, космический корабль, атомная электростанция. Они создавались уже путем интеграции, но пока готовых технических решений из разных отраслей.

В то же время еще в конце XIX века появились трансграничные дисциплины - биохимия, геохимия, биофизика и пр. Затем возникли области знания, связавшие науки о природе с науками о человеке: кибернетика, бионика, позднее - генная инженерия и др. То есть внутренние закономерности развития науки привели к обратному процессу - уже не разделения, а нового слияния наук.

- Этот процесс обратного слияния обозначился совсем недавно, получается?

И да, и нет. К этому, с одной стороны, привел весь ход развития науки и технологий. С другой стороны, еще десятилетие назад мы не понимали так глубоко механизмы функционирования окружающего нас мира, как понимаем их сегодня. В чем-то мы дошли до логического предела, разбирая единую природу на части - дисциплины - и создавая на этой основе узкоспециализированную науку, образование, отраслевую экономику. В микроэлектронике есть понятие «предел миниатюризации». Здесь можно провести параллель с процессами, о которых я говорил выше.

Образно говоря, сегодня у человечества в руках коробка с перемешанными пазлами, из которых мы должны сложить новую картину единого мира и принципиально новое технологическое лицо цивилизации.

Но при этом отмечу, что образца-то, по которому должна складываться такая картинка, у нас нет. Поэтому мы движемся на этом пути порой на ощупь, но уже значительная часть панно из пазлов сложена, вырисовываются основные контуры.

Сегодня в научных исследованиях, технологиях мы переходим от анализа различных явлений, предметов, материалов - к их синтезу. Это сложный процесс, взаимосвязанный. Анализ будет развиваться и дальше, но на новом этапе междисциплинарной науки главным становится синтез.

Мы, по сути, являемся свидетелями великого слияния наук. Причем это касается не только взаимопроникновения отдельных наук в естественно-научном или гуманитарном «блоках». Эти два условных массива, отколовшихся от некогда единой натурфилософии, вновь сближаются, идет слияние естественно-научных и гуманитарных знаний.

- Какие примеры вы можете привести?

Один из сложнейших объектов научного познания - мозг человека. Как традиционно изучались его деятельность, сознание, принятие решений? В упрощенном виде схема такова.

Испытуемому задавались определенные вопросы и изучались его реакции. Первая реакция - вербальная, ответ на вопрос. Это предмет лингвистики - гуманитарной науки, которая через языковые функции изучает в том числе сознание, мозг.

Социология изучает поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми, группами людей. Таким образом, совокупность трех гуманитарных наук - лингвистики, психологии и социологии - стала основой для развития когнитивных исследований, которые до последнего времени были чисто гуманитарными.

Но сегодня у нас есть возможность рассмотреть те же процессы с помощью естественно-научных методов (позитронно-эмиссионной томографии, ядерно-магнитного резонанса, энцефалографии). Того же испытуемого мы помещаем внутрь позитронно-эмиссионного или ядерно-магнитного томографа и сообщаем ему какую-то информацию. При этом мы видим на экране компьютера определенные участки мозга, возбуждаемые в той или иной ситуации, то есть это уже чисто естественно-научное исследование.

Таким образом, когнитивные исследования в той же мере, в какой они были исследованиями гуманитарными, сегодня становятся естественно-научными. Такая же конвергенция гуманитарного и естественно-научного знания хорошо видна и на примере генетики.

- Что предшествовало такому переходу?

Как я уже говорил, всё это - отражение тех самых процессов синтеза, слияния наук. Но невозможно сложить все сотни дисциплин сразу. Поэтому сегодня новый мировой тренд научного развития - конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий - НБИК-конвергенция.

Нанотехнологии - это метод направленного конструирования материалов любого вида, в основном неорганических, на атомарном уровне.

Биология, биотехнологии вводят сюда органические компоненты, и сочетание нано- с био- дает возможность получить искусственный биологический, или гибридный, материал - например, полупроводник с детектором из фоточувствительного материала типа белка фотородопсина.

Информационные технологии делают эту систему интеллектуальной - то есть не просто датчиком, который что-то измеряет, но и обрабатывает сигнал, дает на него «ответ». А когнитивные технологии, основанные на изучении сознания, дают нам алгоритм для «одушевления» этих систем.

Долгое время, развивая науку и технологии, человечество копировало живые системы, их принципы, механизмы в виде простых модельных систем.

Сегодня через конвергенцию наук и технологий мы можем не просто моделировать, а конструировать, создавать природоподобные системы. В их основе - соединение современных технологий, прежде всего микроэлектроники, с конструкциями, созданными живой природой.

Такие технологии, устройства будут иметь отличающиеся от современных механизмы генерации и потребления энергии, гораздо более экономичные, действующие по законам живой природы, через гибридные материалы и системы на их основе - в этом и состоит одна из задач НБИК-конвергенции.

То есть происходят тектонические изменения в развитии науки, она вышла на принципиально другой, междисциплинарный, уровень. И этот междисциплинарный подход - залог даже не процветания, а выживания стран в XXI веке.

Для такой новой системы организации науки нужна и новая, междисциплинарная, система образования. Насущная потребность в подготовке специалистов совершенно нового типа была осознана в начале 2000-х годов, когда в России, как и во всем мире, была запущена программа нанотехнологий. Из нее, собственно, и выросла позднее идея конвергенции нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, а позднее к ним прибавились и социогуманитарные. Думаю, что к этой группе наук присоединятся еще какие-то.

- А есть ли уже такие конвергентные специалисты?

Первые подвижки начались уже более 10 лет назад, когда в МГУ имени Ломоносова при поддержке ректора Виктора Антоновича Садовничего нам удалось организовать первую междисциплинарную кафедру нанотехнологий.

В качестве базы выбрали физико-математический блок, но к этому мы начали добавлять и другие естественные дисциплины, без которых междисциплинарное образование невозможно. Это прежде всего химия, потому что мы работаем с веществами. Обязательно - биология, информационные, когнитивные науки. И это стало неким толчком - подобные кафедры стали открываться во многих университетах страны.

Затем в 2008 году на базе Курчатовского института в московском физтехе (МФТИ) мы организовали первый в мире факультет конвергентных НБИК-наук и технологий, где каждый год мы подготавливаем порядка 60 человек. Это базовые физики, которые затем получают знания по биологии, химии, информатике, когнитивным наукам, философии. Получаются широко эрудированные физики с элементами «лирики».

Сейчас у нас, могу ответственно сказать, мощная образовательная база. Это 27 базовых кафедр в МГУ, СПбГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИРЭА, плюс факультет конвергентных НБИК-технологий в МФТИ. В лабораториях Курчатовского института проводят исследования около 500 студентов и примерно 300 аспирантов.

Однако реализовать такую междисциплинарную подготовку в вузе без работы со школами практически невозможно. В 2010 году совместно с департаментом образования правительства Москвы мы начали проект непрерывного междисциплинарного образования. Запускали мы его на базе московской школы № 2030, а сегодня в этом проекте участвуют уже 37 московских школ.

- А почему « непрерывного? »

Еще в самом начале, при организации кафедры нанотехнологий в МГУ, стало ясно, что если между изучением одной и той же дисциплины в школе и вузе проходит 2–3 года, то ее приходится изучать практически заново.

Поэтому мы составляли учебный план так, чтобы «протягивать» непрерывную цепочку естественно-научного блока уже с начальных классов, формировать видение природы как единого целого.

Именно так воспринимает ее ребенок еще до изучения всех отдельных наук. И задача междисциплинарного образования - не разрушить этот образ целостного мира природы, когда начинается специализация по предметам. Важно заложить, что науки - физика, химия, математика - это лишь метод его познания.

- Такой проект успешен?

Вполне. Уже около 25 тыс. школьников участвовали и участвуют в его реализации. Около 300 московских преподавателей вовлечено в проект. Важно и то, что наши школьные центры оснащены современным учебным оборудованием.

Проект начинает расширяться и за рамки Москвы. Междисциплинарные методики Курчатовского проекта используются в центре одаренных детей «Сириус» в Сочи, планируем создание подобных центров в регионах ЦФО, Ленинградской и Московской областях.

- Можно привести конкретный пример взаимодействия физических и математических наук с гуманитарными?

В 2015 году мы начали работать с Государственным историческим музеем, Институтом археологии РАН, Крымским федеральным университетом. Мы провели целый комплекс интересных работ: изучали средневековые кресты-энколпионы, угасшие тексты древних рукописей, изучали содержимое сфероконических сосудов, пигменты древних наскальных рисунков и т.д.

Затем мы начали взаимодействовать с ГМИИ им. А.С. Пушкина, сделали ряд исследований с предметами из их коллекции. В ходе общения и работы с Мариной Девовной Лошак (директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. - «Известия») решили обратить особое внимание на египетские мумии из коллекции музея.

Так что сейчас мы планируем интересную работу по изучению этих памятников далекого прошлого. Тут может быть задействован целый комплекс исследований - от компьютерной томографии до построения 3D-модели, что позволяет буквально «раскрыть» запеленутую мумию и посмотреть, что находится внутри.

Здесь уже должны подключаться антропологи, медики. Важны и химические исследования бальзамирующего состава, геномный анализ. Это поможет узнать, какие были болезни в тот период, как они эволюционировали во времени.

Для музеев подобные проекты очень интересны, ведь используя 3D-модель, можно рядом с экспонатом поставить специальный экран, с помощью которого посетители смогут осмотреть в подробностях его содержимое. Эту технологию можно использовать для создания материальных и полноценных ростовых 3D-копий мумии.

Сейчас очень распространено использование 3D-принтинга в различных областях промышленности. Возможно ли их применение и в природоподобных технологиях?

Появление такого рода принтинга и является по своему типу природоподобной технологией. Сегодня мы рубим дерево, чтобы потом сделать из него бревно. Или из добытого металла выплавляем слиток, а затем делаем нужную деталь. При таком способе производства существенная часть материалов и энергии идет на создание отходов и загрязнение окружающей среды.

Аддитивных технологий сегодня множество, объединяет их одно: построение модели происходит путем добавления материала, в отличие от традиционных технологий, где создание детали происходит путем удаления «лишнего» материала.

Пример из недавнего прошлого, когда возникла необходимость идентифицировать останки царской семьи. Была проведена томограмма черепов, сделана их компьютерная модель, которая затем превратилась в пластиковую. Далее, используя методику компьютерного наложения, ученые сравнили каждый череп с фотографиями членов царской семьи. Это именно аддитивные, стереолитографические технологии, за несколько часов на 3D-установке можно вырастить любую модель.

То есть стереолитография - технология аддитивного производства моделей, с помощью которой можно детально изучать и антропологические объекты, использовать для реставрационных работ, в медицине. В антропологии она используется для дополнения костными участками скелетов и фрагментов останков.

С помощью аддитивных технологий можно создавать модели оперируемых органов человека на основе томографии больного органа и изготавливать их методом стереолитографии. На изготовленной модели хирург разрабатывает технологию операции.

В 2009 году за комплекс работ по развитию лазерно-информационных технологий для медицины Государственная премия в области науки и технологий была присуждена: физику - академику В.Я. Панченко, нейрохирургу - академику А.А. Потапову, хирургу-онкологу - академику В.И. Чиссову. И здесь тоже аддитивные технологии. Был создан прибор, который позволяет для больного с черепно-мозговой травмой - после компьютерной томографии - сделать полную копию черепа и из пластика создать необходимый имплант, цифровая модель которого может быть направлена в любую удаленную точку.

В наши дни аддитивные технологии используются повсеместно: научно-исследовательские организации с их помощью создают уникальные материалы и ткани, промышленные гиганты используют 3D-принтеры для ускорения прототипирования новой продукции.

Мы итерационно приближаемся к пониманию целостности окружающего мира, механизмов и законов его функционирования.

Одним из самых закрытых и продуктивных научных центров в России и мире считается Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Президент «Курчатника» Михаил Ковальчук редко дает интервью, но иногда делает исключения . «Лента.ру» ознакомилась с его недавней публикацией и выбрала семь самых важных тезисов.

«Сегодня на слуху ЦЕРН - расположенный на границе Франции и Швейцарии Европейский центр ядерных исследований, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Во всех работающих там ускорителях, включая Большой адронный коллайдер, используется принцип встречных пучков, придуманный нашими физиками», - рассказал Михаил Ковальчук.

По его словам, практически все крупные научные проекты, реализуемые сегодня в Европе, в значительной мере инициированы российскими учеными. Например, расположенные на Большом адронном коллайдере «детекторы - сооружения величиной с пятиэтажные дома, два из них состоят из элементов, сделанных из монокристаллов вольфрамата свинца». Именно российские ученые придумали совместить 100 тонн кристаллов в единой конструкции, а затем вырастили их, изготовили элементы и собрали детекторы.

О конвергенции

«Сегодня мы готовы соединить существующую технологию микроэлектроники с изученными нами "конструкциями живой природы" и создать природоподобные технологии. Инструментом их создания является конвергенция (слияние, объединение) ряда научных дисциплин - на первом этапе это нано-, био-, инфо-, когно- и социогуманитарное знание», - уточнил Михаил Ковальчук.

Президент Курчатовского института сообщил, что конвергентные науки и технологии активно продвигают в США. Об этом он узнал в 2006 году в Швейцарии на научной конференции.

Важный шаг к внедрению конвергенции - развитие нанотехнологий. Но их внедрение в России столкнулось с целым рядом необязательных препятствий.

«Новое дело всегда и везде наталкивается на сопротивление, его принимают в штыки. Так устроена человеческая натура. А сегодня нанотехнологии стали повседневной жизнью даже на потребительском уровне. И те, кто 10 лет назад громче всех кричал, будто это профанация, теперь столь же ярые их сторонники», - отметил Ковальчук

О науке и санкциях

«Экономические санкции, прочий инструментарий из арсенала большой политики - на одном берегу, наука - на другом. Россия была и остается неотъемлемой частью мирового научного ландшафта», - подчеркивает Михаил Ковальчук.

К примеру, недавно совместно с «Росатомом» ученые Курчатовского института завершили поставку почти 300 тонн уникального сверхпроводящего кабеля для создания магнитных полей в ITER, экспериментальном термоядерном реакторе, строящемся на юге Франции между Ниццей и Марселем, выиграв тяжелейший конкурс у западных конкурентов.

О мирной колонизации

«На смену военной колонизации, которая проводилась в прошлые века ведущими мировыми державами против менее сильных и развитых стран, сегодня пришла колонизация технологическая. Зачем бряцать оружием и с его помощью завоевывать чужие территории, если можно добиться того же без единого выстрела? Но прежде объектом колонизации становились главным образом отсталые государства, теперь же акцент сделан на развитые страны», - считает Михаил Ковальчук.

Во многом новая форма колонизации проявляется в строительстве на территории других стран высокотехнологичных объектов, например атомных станций. Бывшие советские республики, напротив, столкнулись с деиндустриализацией, отказавшись от многих объектов, построенных во времена СССР.

О российской науке

«Особенное удивление на Западе вызывает то, как мы выдержали все. Так много было разрушено, утрачено, отдано в 1990-е, что для любой другой страны это стало бы непоправимой катастрофой! Да, и для нас даром не прошло, в том числе для нашей науки, но традиции, заделы были такие мощные, что удалось не только выжить, но и снова начать развиваться. По факту сегодня Россия остается одной из самых высокотехнологичных стран мира. Во многих областях мы на лидирующих позициях», - утверждает Михаил Ковальчук.

По его мнению, любая страна, вставшая на путь индустриального развития, обязательно стремилась к тому, чтобы на ее территории была построена мегаустановка. Пример - синхротрон в «Курчатнике», по сути - пропуск для России в пул государств, готовых двигать науку дальше.

На площадке Курчатовского института в Гатчине готовится к энергетическому пуску высокопоточный исследовательский нейтронный реактор ПИК, один из самых мощных в мире. Кроме того, вместе с «Росатомом» и итальянскими партнерами создается принципиально новый токамак «Игнитор».

«Если государство хочет быть богатым, сильным, независимым, оно должно сосредоточить интеллектуальный ресурс. Для этого нужно создать собственную систему образования, развивать ее, совершенствовать. Но это длинная дорога. Проще собрать сливки со всего мира, переманить, перекупить мозги. Особая прелесть в том, что вы укрепляете свой потенциал, привлекая игроков из чужой команды, и одновременно ослабляете соперника», - полагает Михаил Ковальчук.

О публикациях в англоязычных журналах

«Когда в 90-х годах я работал в Штатах, на столах у местных ученых лежали наши академические журналы. Существенная их часть переводилась AIP - Американским институтом физики. Мы даже получали гонорары за публикации от Агентства по авторским правам. А то, что не попадало в перевод, заокеанские коллеги сами разбирали со словарем. Включая тех, кто не говорил по-русски. Если не понимали, спрашивали, мы помогали. А теперь нам предлагают зарабатывать баллы, публикуясь в их журналах. Но игра в одни ворота точно не входит в планы российских ученых», - уверен Михаил Ковальчук.

По его словам, российских ученых оценивают по американской методике через призму того, что будет сочтено ценным и важным для США. По факту это ведет к уничтожению русскоязычной научной периодики.

О пайке ученого и не только

«В Институте кристаллографии, где я проработал в общей сложности более 40 лет, бурление трудовых масс начиналось именно в момент раздачи молока в треугольных пакетах... Пакеты были красно-бело-синие, цветов российского флага. Кстати, лишь сейчас обратил на это внимание. Независимой России еще не было, а молоко уже разливали… Правда, у треуголок имелся существенный недостаток: пакеты размокали и начинали течь. В одних лабораториях из скисшего молока делали простоквашу, в других специализировались на твороге», - рассказал Михаил Ковальчук.

По его словам, «сквашивать было негде», поэтому Ковальчук пил пастеризованное молоко. Уже в зрелом возрасте он неожиданно открыл для себя вино, собрав не только отличную коллекцию, но и целую библиотеку.

На сегодняшний день встала необходимость развития междисциплинарных программ для появления специалистов, способных не просто управлять, а интегрировать и мыслить стратегически верно. Одним из сторонников и идеологов конвергенции является директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, который работает над развитием междисциплинарной системы обучения уже несколько лет. Появление площадки для внедрения и развития идеи конвергенции призвано дать мощный толчок отечественной науке, что создаст прорывные технологии в самых разных отраслях. Все это решит ряд технологических и экономических проблем, в том числе проблему импортозамещения.

Эти вопросы обсуждались на круглом столе, организованном изданием «Эксперт Северо-Запад» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» и компанией IVAO (инвестиции в венчурные инновационные проекты в сфере биомедицины и борьбы со старением).

По словам заместителя директора по научной работе НИЦ «Курчатовского институт» Павла Кашкарова, еще в 2011 году междисциплинарные методики были внедрены сначала в одну, а затем еще в 37 столичных школ. «Междисциплинарно образованные люди – это мировая тенденция, о которой говорят практически на всех образовательных конференциях. Это лидеры междисциплинарных коллективов, которые должны смотреть поверх всего и понимать язык смежных дисциплин, – отметил он. – Причем такие программы дают конкретные результаты. Например, это регенеративная заместительная медицина, позволяющая, по сути, заново изготавливать органы человека из стволовых клеток. На полимерный каркас высаживаются стволовые клетки человека, и затем вокруг него образуется искусственная трахея или искусственные сосуды. Со временем полимер разлагается на воду и углекислый газ, а стволовые клетки остаются, образуя новый орган».

Говоря о других сферах, Павел Кашкаров привел пример сверхпроводникового кабеля для термоядерного реактора. Это примерно шестисантиметровая труба из нержавейки, внутри которой 120 проводов, сопротивление которых стремится к нулю, когда внутри провода течет жидкий гелий. Каждая жила сделана из 7 тыс. нанометровых проводков.

«То есть это фантастическая конструкция, которую смогли сделать только в России. Говорят, что у нас все плохо с технологиями, а мы выиграли тендер и для экспериментального термоядерного реактора делаем вот такие провода. Надо это для того, чтобы создавались экстремальные магнитные поля, которые нужны в ускорителях, термоядерных реакторах, а также в томографах. Мы можем это делать, что и есть импортозамещение. Более того, мы можем это сделать лучше, чем в любой другой стране», – подчеркнул Павел Кашкаров.

В Санкт-Петербурге отдельные факультеты местных вузов создают своего рода аналоги междисциплинарных программ Курчатовского института. Давний идеолог конвергентных процессов, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская рассказала, что на ее факультете успешно работают междисциплинарные программы магистратуры и аспирантуры по теме «Когнитивные исследования и сложные системы».

«И мы там даем образование, похожее на программы Курчатовского института. К нам могут поступать лингвисты, физики, биологи, врачи, психологи, философы. Я завидую всем сердцем людям, которые получают такое образование, потому что они получают эту дозу междисциплинарного образования – им преподают психологи, филологи, физики, философы. Но важную роль во всей этой технологичной истории играет гуманитарный блок. Я уверена, что необходима хорошая философская подготовка, так как очень важно правильно поставить задачу и понять, зачем она поставлена. Это может сделать только человек широких взглядов», – отметила она.

Выступая за развитие конвергентного направления, вузовское сообщество делает акцент на том, что готовить только таких специалистов нельзя, так как в этом случае может возникнуть дефицит сотрудников узкой направленности, но выбирать одаренных необходимо именно для обучения по междисциплинарным программам. И в этом отборе, уверена Татьяна Черниговская, нет места формальным тестам.

«Если мы предложим такой тест Пушкину, Бетховену, Шопенгауэру, Канту, Вернадскому, Курчатову и так далее по списку, то они его не пройдут. Из-за этого мы можем пропустить самых нужных людей. А меж тем именно Россия имеет большие шансы в этой конвергентной отрасли. Наш тип сознания не может делать вещи конвейерами, но может собрать один автомобиль, лучше Rolls-Royce, однако серийно выпускать мы его не сможем, потому что нам это скучно, – заключила заведующая лабораторией. – Культура, живопись, гуманитарное образование, музыка имеют прямое отношение к конвергентному специалисту, потому что человек, который не отличит Дюрера от Левитана, ничего хорошего в отрасли не сделает».

Директор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимир Шамахов поддержал Татьяну Черниговскую, подчеркнув, что без четкого целеполагания «никакими нанотехнологиями экономику страны не вытянуть».

Он подтвердил необходимость конвергентного подхода и даже привел пример высокоэффективного опыта в данном направлении.

«Этому опыту более 300 лет. Я говорю о Царскосельском лицее. По оценке результативности и карьерной траектории, эти выпускники были номер один в мире. При этом во многом развитию отечественных технологий мешает отсутствие управленческой дисциплины. Именно это не дает России достичь серийного высокого результата», – сказал Владимир Шамахов.

Выход – кластерные и проектные формы, которые широко применяются сегодня. В их основе лежит также междисциплинарный подход. Только в Санкт-Петербурге успешно работает более десяти кластеров разной направленности.

В сентябре по инициативе ФГБУ «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» был создан медицинский кластер «Трансляционная медицина». Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Владимир Кутузов рассказал, что тогда медики обратились в его вуз за помощью.

«Так называемые Rolls-Royce, которые мы делали в единичном экземпляре, медицине и фармацевтике нужны были в серийном исполнении. Во время создания кластера председатель координационного совета, возглавляющий центр им. В.А. Алмазова, академик Евгений Шляхто предупреждал о преодолении своеобразной «долины смерти» на пути от идеи до внедрения и обратно. Было подготовлено несколько междисциплинарных проектов, некоторые из них находятся уже на стадии клинических испытаний, некоторые только в разработке, но это помогает объединять профессионалов, – уверен Владимир Кутузов. – Я абсолютно согласен, что для того чтобы делать междисциплинарные программы, объединяться, надо хорошенько разделиться. Для того чтобы получились хорошие междисциплинарные проекты, должны быть профессионалы по отдельным дисциплинам. Примерно 20 лет назад у нас был опыт работы с МЧС. У них стояла проблема мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. По физическим полям были набраны специалисты узкого профиля, а сверху были главные конструкторы, которые хорошо разбирались во внедрении. Это в чистом виде подход, когда можно преодолеть «долину смерти». Его мы будем использовать и у себя в кластере».

Продолжая тему медицинской науки, свой взгляд на фармацевтику высказал ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Игорь Наркевич. Он отметил, что в этой отрасли все сводится к тому, что нужны «образованные местные кадры, которые бы осуществляли локализацию технологий в России». По его неутешительным прогнозам, в ближайшие 10-15 лет Россия будет делать копии зарубежных лекарств или более дешевые аналоги. Импортозамещение в этой отрасли не вытянут даже междисциплинарные программы. Дело в том, что у крупных компаний на один препарат уходит до 3 млрд долларов, в России нет инвесторов, способных покрыть эти расходы.

«Фармацевтика развивается, но пока она заложила основы развития самой отрасли. Заводы выходят на запуск, регистрируют свои лекарства, дальше должна следовать научная инфраструктура. И здесь хотелось бы в перспективе иметь несколько проектов национального масштаба, которые бы могли иметь понятное финансирование и распределять работу по вузам и научными институтами, а также корпорациям», – сформулировал Игорь Наркевич.

Заместитель проректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого Виталий Сергеев отметил, что вуз уже успешно выполняет научно-исследовательские работы для ряда компаний. И в этом процессе междисциплинарный подход играет ключевую роль, так как нужны грамотно сформулированные задачи. В противном случае импортозамещение невозможно, потому что произвести узкий, специализированный продукт можно уже сейчас, но если брать целую отрасль, то здесь уже необходима система интеграции. Ее должны построить специалисты широкого профиля, которых сейчас выявляют и отбирают еще в школах.

В частности, в Санкт-Петербурге реализуется ряд программ по поддержке талантливой молодежи. Председатель Комитета по науке и высшей школе СПб Ирина Ганус рассказала, что на данный момент работают проекты «Экономическое развитие и экономика знаний», «Подготовка высококвалифицированных кадров» и «Содействие научной деятельности». Среди талантливой молодежи проходят конкурсы на соискание грантов. Из 400 тыс. студентов по результатам таких отборов только 1,5 тыс. поддерживаются из бюджета Санкт-Петербурга.

«Лучший инвестиционный проект» – это уже конкурс среди взрослых, среди, так скажем, маленьких кластеров (см. материал об этом конкурсе на стр. 8-9). Они активно подают свои проекты, радостно получают разработанную нами стелу, подарок, диплом, и они действительно горды тем, что правительство их отметило. Но дальше что? Как ему вписаться со своим проектом? Мы приходим к бизнесу и останавливаемся. У вузов достаточно разработок, особенно в области медицины, которые готовы к внедрению. Вуз даже возьмет на себя экспериментальный этап, но дальше нужен тот, кто вложит деньги и запустит это в серийное производство, и где его взять – не ясно», – пояснила Ирина Ганус.

В то время как ученые утверждают, что инвесторов не найти, эти самые инвесторы объясняют, что с разработчиками зачастую просто не договориться. Директор компании IVAO Лада Фоменко как раз помогает встретиться ученым и спонсорам. По ее мнению, проблема кроется в отсутствии у разработчиков междисциплинарного подхода к своему проекту.

«Увы, но очень многие ученые не знают экономики, маркетинга, не знают, как провести патентное исследование. Они выходят к инвестору только с проектом, но им нужен бизнес-план, нужно понимать, есть ли где-то такие же патенты, нужно все то же маркетинговое исследование. И здесь появляется проблема – инвестор и ученый разговаривают на разных языках. Таким образом, отсутствует культура общения и понятие междисциплинарных связей. Ученый считает, что его разработки – это интеллектуальная собственность, и он не готов разговаривать и договариваться с инвестором, предлагая ему мизерную долю. Все это отдаляет инвестора и разработчика друг от друга. В итоге мы решили помочь обеим сторонам снять эту проблему. Мы стали проводить экспертизу, помогать решать вопросы с патентами, чтобы помочь в упаковке проекта в понятный для инвестора формат», – добавила Лада Фоменко.

В процессе развития отечественных технологий бизнес не стоит в стороне и работает с потенциальными учеными. Банк «Санкт-Петербург» ежегодно берет на практику 170 студентов, которые могут претендовать на специальную стипендию. Однако организация занимается не только выращиванием собственных кадров, но и вкладывается в интеллектуальные технологии. Здесь считают, что важно способствовать положительным изменениям в стране. Директор дирекции по работе с персоналом банка Мария Смирнова видит проблему в отсутствии на рынке труда именно сотрудников компетентных в смежных сферах. С точки зрения междисциплинарных проектов в науке таких площадок нет, работодателю и соискателю просто негде встретиться.

Подытоживая, Павел Кашкаров отметил, что термин «междисциплинарность» все понимают по-разному, но важно, что эта идеология проникает в массы и ощущается необходимость этого.

«Как показал сегодняшний разговор, даже в банковском секторе необходимо не только объединять усилия специалистов разных сфер, но и иметь человека, который мог бы руководить таким коллективом», – заметил он.

По мнению ученого, можно привести два примера мегапроектов XX века, которые стали успешны только потому, что во главе стояли междисциплинарно образованные люди.

«Это атомный проект и Игорь Курчатов, так как надо было быть и ядерным физиком, и геологом, и химиком. Второй пример – космический проект и Сергей Королев. Однако сегодня таких людей нужно значительно больше. Конечно, нельзя переключить все образование на междисциплинарное, потому что тогда не останется специалистов, которые доведут проблему до конца. Поэтому этот баланс мы должны понимать и соблюдать. А междисциплинарно образованные люди будут интеграторами мощных коллективов там, где это требуется. Междисциплинарность в разных сферах своя, но она должна присутствовать, так как мир настолько сложен, что даже филолог, философ должны иметь естественное базовое образование», – заключил Павел Кашкаров.

Таким образом, власть, вузы и бизнес сошлись во мнении, что в нынешних геополитических и экономических условиях необходимо объединять усилия лучших специалистов под грамотным управленцем. Участники обсуждения уверены, что для экономического и технологического рывка стране необходимы Курчатовы и Вернадские своего времени. Их отбор и взращивание стало на сегодняшний день общей задачей всех трех сторон – государства, образования и бизнеса.

Санкт-Петербург

Главная цель - создать плеяду думающих людей

Михаил Ковальчук , директор НИЦ «Курчатовский центр», декан физического факультета СПбГУ, член-корреспондент РАН:

Разница университетского образования и любого другого образования велика и заключается вот в чем: в техническом вузе вам дают конкретный набор профессиональных знаний, а университет должен научить вас думать. Когда вас научили этому, то уже совершенно неважно, что вы делаете. Главная задача университетского образования - дать широкий кругозор и научить думать. И я убежден, что главное отличие университетского образования, его главная цель - создать плеяду думающих людей. При этом дать им набор знаний, но не узкоспециальных, а достаточно широких. Еще человек должен быть патриотом. Я хочу подчеркнуть: нет национальной науки, наука не имеет границ, она интернациональна, но есть национальные интересы. И люди должны об этом помнить, получая из рук государства путевку в жизнь. Помнить о том, что на их плечах лежит ответственность за национальные интересы.

Человек должен быть сам по себе интересен, а человеческий интерес с чем связан? Когда человек много знает и этим оперирует интерактивно, когда у него есть чувство юмора, которое, как правило, с этим сопряжено. Знаете, есть такое слово - «пассионарность». Это некая подвижническая внутренняя сущность, которая дает возможность людям, ориентированным на эмоционально хорошие дела, двигаться вперед. Мне кажется, что университет должен воспитывать думающих и пассионарных людей. Думающий человек, профессионал, патриот, пассионарная личность - вот кто попадет на «нобелевский постамент».

А абитуриентам, которые в ближайшем будущем хотят стать универсантами, дам очень простой совет: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Но если быть более конкретным, надо помнить, что мы живем в великой стране, и в этой связи понимать, что сегодня, после сложных десятилетий, которые мы прожили, страна на подъеме, она как бы заново рождается. Работать над этим - дело молодых. Люди, поступающие в университет, должны понимать, что груз ответственности за продвижение великой страны лежит на их плечах. Это колоссальная ответственность, но и колоссальные перспективы, которых нет ни в одной точке мира сегодня. Россия - страна возможностей.

Михаи́л Валенти́нович Ковальчу́к (род. 21 сентября , Ленинград) - советский и российский физик , специалист в области рентгеноструктурного анализа . Член-корреспондент РАН с 2000 года. Директор в 1998-2013 годах, директор в 2005-2015 годах, президент Курчатовского института с декабря 2015 года. Президент Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Декан физического факультета СПбГУ . Был бессменным учёным секретарём в 2001-2012 годах, после его преобразования в Совет при Президенте РФ по науке и образованию в 2012 году - член президиума. Ведущий научно-популярных телепрограмм «Истории из будущего » (2007-2018) и «Картина мира» (с 2019 года) . Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» .

Родители

Мать М. В. Ковальчука, Мирьям Абрамовна Ковальчук (Виро) (1918-1998), была учёным-историком, изучала деятельность РСДРП(б) /РКП(б) /ВКП(б) в условиях народного представительства в Государственной думе Российской империи и в Дальневосточной республике , а также организационно-идеологическую роль партии в народном хозяйстве (социалистическое соревнование , стахановское движение). До 1980 года работала преподавателем на кафедрах основ марксизма-ленинизма, марксизма-ленинизма и истории КПСС исторического факультета Ленинградского государственного университета , при этом вела занятия практически исключительно на геологическом факультете . Снискала авторитет у студентов-геологов, многие из которых впоследствии занимали ключевые должности в минерально-сырьевом секторе экономики СССР и КНР . Защищала студентов от преследований за их свойственную молодёжи протестную деятельность, которую некоторые другие преподаватели и комсомольские активисты из числа самих студентов тогда воспринимали как политически неприемлемую.

Родители вместе похоронены на Казанском кладбище в Пушкине .

Биография

С начала 2000-х годов руководил в Институте кристаллографии Научно-исследовательским центром «Космическое материаловедение» . Возглавлял институт в течение 15 лет. Но в результате двух тайных голосований на собраниях Отделения физических наук РАН 27 и 30 мая 2013 года его не переизбрали на занимаемый пост директора .

Занимает также ряд других должностей:

  • член президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию ;
  • член Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России;
  • член коллегии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (2002-2004) и коллегии Минобрнауки России (с 2004 года);
  • Президент Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) ;
  • председатель Национального комитета кристаллографов России;
  • председатель Национальной конференции по применению рентгеновского, синхротронного излучений, нейтронов и электронов для исследования материалов (РСНЭ);
  • председатель Национальной конференции по росту кристаллов (НКРК);
  • научный руководитель факультета нано-, био-, информационных и когнитивных технологий ;
  • заведующий кафедрой «Физика наносистем» физического факультета МГУ ;
  • заведующий кафедрой ядерно-физических методов исследования физического факультета СПбГУ .

В 2000-е годы одновременно заведовал кафедрой физики взаимодействия излучения с веществом факультета общей и прикладной физики МФТИ, был профессором факультета наук о материалах МГУ .

Главный редактор научного журнала «Кристаллография», заместитель главного редактора журнала «Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования»; заместитель председателя Комиссии РАН по нанотехнологиям .

Автор и ведущий научно-популярной телепрограммы «Истории из будущего » на Пятом канале .

Научная деятельность

Области научных интересов Ковальчука: рентгеноструктурный анализ (в частности, рентгеновская и белковая кристаллография); генетика человека ; рентгеновское и синхротронное излучение в исследовании материалов; физика конденсированного состояния ; рентгеновская физика и оптика ; физика процессов кристаллизации ; стоячие рентгеновские волны (СРВ); многоволновая дифракция.

В 1999 году по инициативе президента Российского научного центра «Курчатовский институт» академика Е. П. Велихова было принято решение о создании . Ковальчук стал его директором-организатором и сосредоточил усилия на создании комплекса исследовательских станций на базе созданного в Новосибирском синхротрона «Сибирь-2», уделяя при этом особое внимание исследованиям нанобиоорганических систем. Он успешно завершил реализацию научного проекта по разработке, созданию и вводу в эксплуатацию комплекса уникального научно-исследовательского оборудования - экспериментальных станций на пучках первого в России специализированного источника синхротронного излучения, предназначенных для коллективного использования научным сообществом .

Приблизительно с 1999 года М. В. Ковальчук успешно развивает новое направление рентгеновской оптики, связанное с изучением и использованием многоволновой дифракции. В настоящее время, в XXI веке, Ковальчук сосредоточивает свои усилия на развертывании исследований в области нанодиагностики, наноматериалов и наносистем, став фактически одним из идеологов развития нанотехнологий в России . Благодаря ему была сделана попытка неофициально предложить развитие нанотехнологий как своего рода государственную идеологию России (подобно тому, как развитие двух конкретных нанотехнологий - производства чугуна и стали - было важным элементом советской идеологии).

По данным официального сайта МГУ , где он возглавляет кафедру физики наносистем, под руководством М. В. Ковальчука был развит принципиально новый метод исследования поверхности конденсированных сред, использующий стоячие рентгеновские волны (СРВ) и сочетающий возможности дифракционного изучения структуры со спектроскопической чувствительностью к конкретным типам атомов . Метод СРВ был адаптирован для структурной характеризации многокомпонентных кристаллов, полупроводниковых гетероструктур , многослойных рентгеновских зеркал , рентгеновских волноводных структур, органических многослойных систем на основе плёнок Ленгмюра - Блоджетт , белково-липидных систем.

Автор и соавтор более 250 научных работ, в том числе 21 авторского свидетельства и 10 патентов . Индекс Хирша по данным Scopus равен 14 , по данным РИНЦ - 18 .

Реформа РАН

По одной из версий, Ковальчук является автором законопроекта о реформировании Российской академии наук , которое началось после того, как его не переизбрали директором Института кристаллографии РАН. В ряде СМИ утверждается, что учёный, которого несколько раз не избирали действительным членом РАН и не утвердили на посту директора Института кристаллографии, затеял эту реформу из-за личной обиды . Сам Ковальчук в одном из интервью заявил, что «Академия должна неминуемо погибнуть, как Римская империя » .

Высказывания

30 сентября 2015 года Ковальчук выступил в Совете Федерации, рассказав об опасности искусственных клеток, о том, как США влияют на научно-технические цели во всем мире и как создается новый подвид «служебного человека» :

«Сегодня возникла реальная технологическая возможность в процесс эволюции человека. И цель - создать принципиально новый подвид Homo sapiens - „служебного человека“ . Свойство популяции служебных людей очень простое: ограниченное самосознание, когнитивно это регулируется элементарно, мы с вами видим, это уже происходит. Вторая вещь - управление размножением, и третья вещь - дешевый корм, это генно-модифицированные продукты. И это тоже уже все готово. Значит, фактически, сегодня уже возникла реальная технологическая возможность выведения служебного подвида людей».

21 января 2016 года на предложение М. В. Ковальчука на заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «найти такие организации, которые должны управлять течением мысли в конкретных направлениях» , так же, как В. И. Ленин «управлял течением мысли» , В. В. Путин ответил: «Управлять течением мысли это правильно (?), нужно только чтобы эта мысль привела к правильным результатам… Заложили атомную бомбу под здание, которое называется Россией, она и рванула потом» .

8 февраля 2018 года на Госсовете по науке и образованию, проводившемся в новосибирском Академгородке:

«У каждого в кармане есть смартфон. На обработку и распознавание одного простого речевого запроса, отправленного с персонального смартфона, затрачивается в среднем энергия достаточная, чтобы вскипятить литр воды», - сказал Михаил Ковальчук, президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Семья

  • Отец - Валентин Михайлович Ковальчук (1916-2013), доктор исторических наук, специалист по истории блокады Ленинграда , главный научный сотрудник .
  • Мать - Мирьям (Мириам) Абрамовна Ковальчук (Виро) (1918-1998), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС исторического факультета ЛГУ .
  • Жена - Елена Юрьевна Полякова, специалист по истории Ирландии , дочь историка Ю. А. Полякова , члена-корреспондента АН СССР с 1966 года, академика РАН с 1997 года .
  • Сын - Кирилл Михайлович Ковальчук , родился 22 декабря 1968 года, председатель Совета директоров Национальной Медиа Группы - крупного медиахолдинга, владеющего долями в Первом канале , Пятом канале , РЕН ТВ , СТС Медиа , газете «Известия » и других СМИ . Кирилл Ковальчук упоминался прессой в связи со скандальной реконструкцией в центре Москвы дома Болконских .
  • Брат - Юрий Валентинович Ковальчук , миллиардер, председатель совета директоров банка «Россия ». Его имя также связывают с Национальной Медиа Группой, страховой компанией «Согаз » и другими бизнес-активами. Известен как человек, близкий к Владимиру Путину ; ряд СМИ называют его личным другом Путина . Зачастую в прессе Михаил и Юрий Ковальчуки упоминаются совместно как «братья Ковальчуки» . Хотя, по сообщениям СМИ, бизнес-империю с помощью бывших студентов их матери создавал находящийся на государственной службе Михаил Валентинович Ковальчук, официально, собственностью в этой империи владеет и является миллиардером только его младший брат Юрий .
  • Племянник - Борис Юрьевич Ковальчук , председатель Правления ОАО «Интер РАО ЕЭС »; до этого возглавлял в Правительстве РФ департамент приоритетных национальных проектов .

Награды

Книги

  • Ковальчук М. В. Наука и жизнь: Моя конвергенция: Т. 1: Автобиографические наброски: Научно-популярные и концептуальные статьи. - М.: Академкнига, 2011. - 304 с., ил., 1 000 экз., ISBN 978-5-94628-356-4

Примечания

  1. (неопр.) . Lenta.ru (30.5.2013). Дата обращения 20 сентября 2013.
  2. Картина мира с Михаилом Ковальчуком / Телеканал «Россия – Культура» (рус.) . tvkultura.ru. Дата обращения 21 мая 2019.
  3. Н. Головкин. Коридором смерти.// Столетие 2014
  4. Михаил Ковальчук - физик и лирик кристаллографии
  5. Михаил Валентинович Ковальчук (к шестидесятилетию со дня рождения) (неопр.) . Успехи физических наук (октябрь 2006). Дата обращения 23 сентября 2013.
  6. Ковальчук Михаил Валентинович (неопр.) . Нанометр. Дата обращения 23 сентября 2013.
  7. Ковальчук Михаил Валентинович. Историческая справка (неопр.)
  8. Ковальчук Михаил Валентинович. Направления деятельности (неопр.) . Российская академия наук (23 августа 2012). Дата обращения 23 сентября 2013.
  9. Юлия Латынина. Ничем не хуже Галилея. Почему обиделся академик Ковальчук (неопр.) . Новая газета (10.6.2013). Дата обращения 20 сентября 2013.
  10. Анна Попова. Побег из Курчатника (неопр.) . Lenta.ru (18 сентября 2013). Дата обращения 22 сентября 2013.
  11. Профиль М. В. Ковальчука (недоступная ссылка) на сайте «Всё о Московском университете»
  12. http://www.gazeta.ru/science/2013/05/30_a_5362585.shtmll
  13. Главный претендент на звание президента РАН не стал академиком // Газета.Ru , 29.05.2008
  14. Новый президент РАН возмутился неизбранием Ковальчука академиком. //Московский комсомолец. 3.06.2008
  15. На новый уровень официально. // [[Поиск]], № 50(2015), 11.12.2015. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 28 декабря 2015. Архивировано 2 февраля 2016 года.
  16. О возложении исполнения обязанностей декана Физического факультета СПбГУ (неопр.) . (Проверено 27 ноября 2012)
  17. С 2001 года был учёным секретарём Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию .
  18. Эра Ковальчука: как Минобороны решило отобрать у Рогозина военную науку:: Политика:: РБК
  19. Ковальчук Михаил Валентинович. Международный биографический центр
  20. Направления деятельности на сайте РАН
  21. Scopus - Kovalchuk, Mikhail V.
  22. РИНЦ - Ковальчук Михаил Валентинович
  23. Людмила Рыбина. Мозг не прокормить крошками с барского стола (неопр.) . Новая газета (17.7.2013). Дата обращения 20 сентября 2013.
  24. Юлия Латынина. РАН не реформируют, РАН унижают (неопр.) . Новая газета (20.9.2013). Дата обращения 20 сентября 2013.
  25. Александр Белавин. Реформа РАH - это месть Ковальчука (неопр.) . Сноб (18.09.13). Дата обращения 20 сентября 2013.
  26. Алексей Усов. «Реформа» РАН - месть за публичное унижение члена кооператива «Озеро» (неопр.) (недоступная ссылка) . РИА Новый Регион (28.06.13). Дата обращения 20 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  27. Николай Подорванюк. «Настоящее РАН - замечательное, будущее - ещё хуже» (неопр.) . Газета.ру (29.08.2013). Дата обращения 20 сентября 2013.
  28. Клеточная война, колонии и «служебные люди» США. Официальный сайт РАН , 01.10.2015.
  29. Путин рассказал учёным о подрывной роли Ленина в российской истории, mail.ru, 21.01.2016 (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 21 января 2016. Архивировано 22 января 2016 года.
  30. Зинаида Бурская. Научное судно «Академик Страхов» после двухлетнего простоя на Шри-Ланке вернулось в Россию // Новая газета , 21.01.2016.
  31. В. Якунин ушёл в отставку из-за просьбы сына о британском гражданстве. // Новая газета , 09.10.2015
  32. Дмитрий Песков ответил на заявление Грефа о стране дауншифтере. // RT, 21.01.2016.
  33. Путин призвал разбюрократить науку (неопр.) . Дата обращения 20 декабря 2018.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.