Презентация на тему юность толстого. Л

Слайд 1

«… и началась новая эпоха – эпоха отрочества»
Что такое отрочество?

Слайд 2

Повесть «Детство». Вряд ли кому до Толстого удалось так живо и поэтично передать прелесть детства. «Счастливая, невозвратима пора детства. Воспоминания о нем освежают, возвышают мою душу».

Слайд 3

В 1854 г. Л. Толстой пишет повесть «Отрочество». Жизнь ставит перед героями серьезные вопросы.

Слайд 4

Давайте вспомним, как Алексей в своей записи от 25 сентября (стр. 29) любуется красивым старинным словом «отрочество». Помните ли вы значение этого слова?
Н.А. Некрасов горячо одобрил «Детство» и просил прислать в журнал продолжение романа. В августе 1854 года Толстой отправил рукопись Некрасову, сообщив ему, что дорожит «Отрочеством» не менее, а более, нежели «Детством». «Талант автора “Отрочества” самобытен и симпатичен в высшей степени», – писал Некрасов Л.Н. Толстому.
Н.А.Некрасов

Слайд 5

«Отрочество» было напечатано в десятом номере «Современника» за 1854 год. В 1856 году две повести вышли отдельной книжкой. В рецензии на это издание Н.Г. Чернышевский подчёркивал, что произведения Л.Н. Толстого привлекают свежестью и чистотой нравственного чувства.
Н.Г.Чернышевский

Слайд 6

«Только при этой непосредственной свежести сердца, – писал Чернышевский, – можно было рассказать «Детство» и «Отрочество»… Без непорочности нравственного чувства невозможно было не только исполнить эти повести, но и задумать их». В той же статье Чернышевский указал на отличительную черту таланта Толстого – его умение необычайно глубоко проникать во внутренний мир человека, в его психологию, показывать самый процесс психической жизни, изображать «диалектику души».

Слайд 7

В семье многих из вас есть старшие или младшие братья и сёстры. Отношения с ними складываются подчас очень непросто. Иногда они бывают в чём-то неправы, иногда вы, иногда обе стороны упрямятся и злятся, не желая прийти к соглашению. Какие чувства и поступки Николеньки и Володи в главе «Старший брат» (повесть «Отрочество») показались вам наиболее близкими, знакомыми и понятными?

Слайд 8

Приходилось ли вам самим преодолевать чувства зависти, злобы, раздражения в отношениях со старшими или младшими братьями и сёстрами? Как вы думаете, почему Володя (старший) в конце главы просит прощения у Николеньки (младшего), причём «самым простым, ничуть не патетическим голосом»?

Слайд 9

Какое впечатление поступок старшего брата производит на Николеньку? Отчего он опять плачет? Попробуйте объяснить смысл фразы: «Володя смотрел на меня, однако так, как будто никак не понимал, отчего у меня слёзы на глазах…».

Слайд 10

Володя старше, и он понимает чувства братишки, поскольку сам недавно был таким. Он любит брата просто потому, что это его брат, и подаёт ему пример своим искренним поступком. При этом Володя всё же несколько отличается от Николеньки. Он не воспринимает мир так трагически и не видит в каждом поступке, своём и чужом, такую драму, какую видит и чувствует Николенька. Может быть, он лишён такой глубины самоанализа (об этом пишет Толстой в начале главы «Старший брат»). Поссорились из-за ерунды, младший брат обиделся, не знает, как к тебе подойти, страдает, значит, надо первому протянуть ему руку, помириться. Дело будничное, такое может произойти каждый день. Для Николеньки же это событие – целая трагедия: «…всё кончено между нами», «мы навек поссорились», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться», «… мне страшно, неловко и совестно было оставаться одному с братом».

«Кавказский пленник рассказ» - Физкультминутка. …мне досадно, что нам почти нечего противопоставить маленькому классическому рассказу - скажем, "Кавказскому пленнику" или чеховским "Ваньке" и "Мальчикам". Рисунок Хайруллиной Гулии. Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.

«Кавказский пленник Толстого» - Лев Толстой Кавказский пленник. Цель наша проста и ясна. Наша цель. Загадка рассказа. Рассказ написан боевым офицером. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

«Писатель Толстой» - Наташа Ростова – олицетворение молодости, радости. В 1857 г. написана повесть «Юность». «Я решился снова писать правила жизни». Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого неразрывно связана с Москвой. Толстой обвиняет среду, в которой жила Анна. Писатель показывал войну как явление, противоестественное человечеству.

«Годы жизни Толстого» - Спешили, боялись погони… Портрет Толстого., 1873 г. Толстой в Ясной Поляне. 1908. Бойся лжи и тщеславия… Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Дневниковые записи. Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Родовое гнездо.

«Жизнь и творчество Толстого» - Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Жизнь есть творчество, то есть образование высших форм… Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». «Детство». «История моего детства». Л. Н. Толстой на пашне. Л. Н. Толстой. Иллюстрация А. Ф. Пахомова.

«Кутузов и Наполеон» - Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Наполеон жесток и вероломен. Образ Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона.

Всего в теме 30 презентаций

Презентация на тему "Лексические и грамматические средства языка как способ раскрытия внутреннего мира героев повести Л.Н. Толстого «Юность»" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников анализируются следующие главы повести: "Правила", "Исповедь", "Поездка в монастырь", "Вторая исповедь". Автор презентации: учитель русского языка и литературы, Полатовская Светлана Юрьевна.

Фрагменты из презентации

Анализ эпизода

  • В первой части главы «Правила» автор показывает, как Николай Иртеньев пытается составить правила жизни, чтобы измениться в лучшую сторону. Он достает лексикон и разлиновывает бумагу, но у него получается плохо. Герой не отступает от задуманного и продолжает действовать. Николай очень серьезно обдумывает свои обязанности и делит их на три рода. Но записи на бумаге получаются некрасивыми, и он недоволен собой.
  • Чтобы подчеркнуть серьезность намерений героя, автор использует книжные слова с высокой окраской («обязанности к ближним, Богу», «душа»,«правила жизни», «расписание обязанностей», лексикон»). Его активность и настойчивость описывает при помощи однородных членов и деепричастных оборотов: «достал лист и хотел приняться», «взял другую бумагу и разлиновал», «проведя пером и отодвинув его».
  • А результат действий и самооценку героя изображает, используя эмоционально- оценочную лексику, эпитеты и метафору («продолговатая лужа чернил», «написаны криво и неровно», «разорванное расписание», « уродливое заглавие», «разлиновал кое-как», «долго мучился»). Для того чтобы показать переживания героя и подчеркнуть контраст между его мечтами и реальностью, автор-рассказчик употребляет внутренний монолог и антитезу: «Зачем все так прекрасно, ясно у меня на душе и так безобразно на бумаге и вообще в жизни?»
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор хочет рассказать читателям о внутреннем мире подростка, его размышлениях, переживаниях и применяет для этого различные языковые средства.

Выводы

  • Главное о увлечение Николеньки - стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком.
  • Л.Н.Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это - внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии.
  • Итак, мы видим, что повесть «Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека.
  • Чтобы показать «диалектику души» героя, писатель использует различные лексические и грамматические средства языка.
  • Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс.

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой в юности, зрелости, старости
Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Твери

Слайд 2

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.
Лев Николаевич Толстой Портрет И.Н. Крамского. 1873 г.

Слайд 3

Л. Н. Толстой, потомственный русский аристократ, потомок старинных дворянских родов по отцовской и по материнской линиям, принадлежал к высшей аристократической верхушке русского дворянства
И.Е.Репин. Портрет Льва Толстого, 1887

Слайд 4

«… Вспоминать предков – отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно» – писал Л. Н. Толстой. Представители династии Толстых, ведущие свою историю с 1686 года, ярко проявили себя как военачальники, государственные и политические деятели, священники, ученые, градостроители, художники, писатели, поэты, врачи. Род их занятий разнообразен, но всех их объединяет преданное искреннее служение своему Отечеству, служение России.

Слайд 5

О древности рода Толстых свидетельствуют атрибуты общего герба гр. Толстых: в центре щита в квадрате скрещенные сабля и стремена, продетые в кольцо золотого ключа. В нижнем квадрате справа семь башен, с опрокинутыми полумесяцами - символ семибашенного замка в константинопольском Едикуле, напоминающие о дипломатической службе П. А. Толстого и о заключении мира с турками. Две борзые, поддерживающие щит, - символ верного и скорого успеха в делах.
Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи, часть 2, 1-е отделение, стр. 11.
Герб рода графов Толстых

Слайд 6

Среди предков писателя по отцовской линии был Пётр Андреевич Толстой (1645-1729) - сподвижник Петра I, русский государственный деятель, дипломат, одним из первых в России получивший графский титул.
Портрет графа Петра Андреевича Толстого. Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.

Слайд 7

Николай Ильич Толстой, отец Льва Николаевича
Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни.

Слайд 8

Герб князей Волконских. 1890-е годы
По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Слайд 9

Князь Николай Сергеевич Волконский. 1790-е годы. Портрет работы неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого
Князь Николай Сергеевич Волконский - видный военный деятель Екатерининской эпохи (дед Льва Николаевича Толстого по материнской линии)

Слайд 10

Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская. 1780-е годы. Портрет работы Ф.С.Рокотова. Государственный музей Л.Н.Толстого
Княгиня Екатерина Дмитриевна Волконская, урождённая княжна Трубецкая (бабушка Л. Н. Толстого по материнской линии).

Слайд 11

Силуэт княжны Марии Николаевны Волконской. 1800-е годы. Работа неизвестного художника. Государственный музей Л.Н.Толстого
Мария Николаевна Толстая (урождённая Волконская), мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда она умерла. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой.

Слайд 12

Ясная Поляна. Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.
Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. «Я родился в 28-ом году, 28-го числа, и всю мою жизнь 28 было для меня самым счастливым числом», – вспоминал Лев Николаевич.

Слайд 13

«Лев Николаевич в детстве отличался особенной жизнерадостностью; он был какой-то лучезарный. Когда, бывало, прибежит в комнату, то с такой радостной улыбкой, как будто сделал открытие, о котором хочет сообщить всем. Любил шутить. Всегда был нежный, ласковый, уступчивый; никогда не был груб. Если его приласкают – прослезится. Обидят его братья – уйдет куда-нибудь подальше и плачет». Но с братьями они всю жизнь жили дружно», – вспоминала сестра. Но, несмотря на свою плаксивость и ранимость, он все-таки вытворял иногда довольно отчаянные проделки: то он натрет себе брови порохом и подожжет их, из-за чего они впоследствии вырастут неровными и косматыми, то выпрыгнет из окошка в убеждении, что сможет полететь.
Толстая Мария Николаевна (сестра Льва Толстого)

Слайд 14

Любимой игрой в детстве Л. Толстого была игра в муравейных братьев, придуманная старшим братом Николаем. Заключалась она в том, что дети залезали под стулья, завешивались платками, и сидели в темноте, прижавшись друг к другу и ощущая свое единство. Николенька, большой выдумщик и заводила, знал тайну, «посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.
Николай Николаевич Толстой (1823-1860) - старший брат Л.Н. Толстого.

Слайд 15

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву. Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Но вскоре отец умер. В 1840 году с сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей. Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный профессор Казамбек был удивлен способностями юного Толстого.
Толстой Л. Н. (юношей, в профиль)

Слайд 16

Но после трех лет учебы Толстой решил перейти на самообразование - учиться самостоятельно по собственному плану. Он изучал историю и музыку, рисование и медицину, юридические науки и сельское хозяйство. И всю жизнь Толстой пополнял свои знания. (В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки). Оставив университет, Толстой уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность, тогда же была начата повесть «Детство».
Л. Н. Толстой. 1849 г.

Слайд 17

Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. В Севастополе он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (был награжден орденом св.Анны 4-й степени с подписью «За храбрость». Позднее он получил серебряную медаль «За защиту Севастополя» и бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 г.г). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.
Медаль за защиту Севастополя
Медаль в память войны 1853 – 1856 г.
Орден св. Анны IV степени

Слайд 18

Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона
Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале "Современник".
Л. Н. Толстой

Слайд 19

Лев Толстой в 1856 г.
Осенью 1856 г. Л. Н. Толстой вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию.

Слайд 20

В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Он считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально - и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.
Ученики Льва Толстого
Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны. Фотография 1908 года

Слайд 21

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Л. Н. Толстой, 1862 г.
Ге. Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой (Софья Андреевна Толстая, жена Льва Николаевича Толстого, 1844-1919; Александра Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого, 1884-1979) (1886, Тульская область, Музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна»)

Слайд 22

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год
«Нельзя передать с достаточной полнотой того веселого и привлекательного настроения, которое постоянно царило в Ясной Поляне (1862-1878гг.). Источником его всегда был Лев Николаевич. В разговоре об отвлеченных вопросах, о воспитании детей, о внешних событиях его суждение было самое интересное. В игре в крокет, в прогулке он оживлял всех своим юмором и участием, искренне интересуясь игрой и прогулкой. Не было такой простой мысли и самого простого действия, которым Лев Николаевич не умел придать интереса и вызвать к ним хорошего и веселого отношения в окружающих...», - вспоминала Берс. «С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой». За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Слайд 23

За накрытым чайным столом на крокетной площадке сидят, слева направо: Л.Н.Толстой в светлой блузе, Ванечка, Саша, Лев, Андрей (стоит) Толстые, Татьяна Львовна, Софья Андреевна, Мария Львовна (стоит). За диваном, на котором сидит Л.Н.Толстой, стоит его сын Миша

Слайд 24

Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома. 1909 г. Фотография С.А. Толстой
С.А. Толстая. 1901г. Ясная Поляна
Софья Андреевна оказалась не только вернейшим и преданнейшим другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи.

Слайд 25

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887. Е. И. Репин.
На картине Репина “Толстой на пашне” Лев Николаевич пашет на “Широком”. “Широким” зовется овраг, откуда вода течет в Ясенку. Лес на картине - “Мурыгины кусты”…

Слайд 26

Толстой Л.Н. (Мясоедов, "Сеятель")

Слайд 27

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя
6 часов 5 минут – время, когда остановилось сердце Л.Н.Толстого
Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.
Общий вид станции Астапово.

Слайд 28

10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Слайд 29

Беспримерная знаменитость Толстого наглядно выразилась в колоссальном успехе его сочинений, в небывалом количестве переводов их на иностранные языки и поистине необъятном количестве посвященных Толстому статей и книг. Полного (12-15 томов) собрания его сочинений (10 изданий) разошлось более 80000 экземпляров, из отдельно изданных произведений наибольшего распространения достиг «Кавказский пленник» - около 250000 экз., «Хозяин и работник» - около 200000; «Чем люди живы» - около 150000; «Власть тьмы» около 140000; от 130-100 тыс.: «Бог правду любит, да не скоро скажет», «Много ли человеку земли нужно», «Осада Севастополя», «Первый винокур», «Воскресение», «Три смерти» и др. «Новой азбуки» разошлось 23 издания, что составляет более 800000 экз.; «Первой русской книги для чтения» (4 ч.) разошлось более 600000 экз.

Слайд 30

В настоящее время Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН осуществляется работа над изданием академического полного собрания сочинений Л. Н. Толстого в 100 томах.

Слайд 31

Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Кочеты. Фотография В.Г. Черткова.
У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка, окладистая борода, широкий нос и густые, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательности глаза.
Из воспоминаний Д. П. Маковицкого, личного врача Л. Н. Толстого

Слайд 32

Л.Н. Толстой.1903г. Ясная Поляна. Фотография А.Л. Толстой.
Лев Николаевич шагал быстро, большими шагами, а ступал мягко.
Илья Васильевич Сидорков рассказывал, что, когда он поступил к Толстым (в 1893 году), Лев Николаевич держался прямо, ходил быстро. - “Когда уходит, хочешь подать ему пальто - нас тогда было двое, - он быстро схватит его с вешалки, накинет на плечо или наденет сам, не давая себе услужить, и уходит. А к склону жизни стал сгорбленный, маленький”.

Слайд 33

Во Льве Николаевиче было очень сильно чувство жизни всего живого и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе - наступление осени, а особенно весны. Делился своими впечатлениями и наблюдениями со всеми окружающими. Его радовало разбухание почек на деревьях, развертывание их, колошение и наливание ржи и т. д. Как начнет что-либо распускаться, он сорвет и принесет в дом - медунички, орешник и т. д. Любил собирать цветы, рвал их даже верхом, нагибаясь с лошади. Принесет букет, полюбуется его красотой и запахом, поставит к себе на письменный стол или в залу, иногда кому-либо подарит. Букеты у него на рабочих столах не переводились. Об этом помнила и Софья Андреевна. Любил больше полевые цветы (особенно васильки), чем садовые, а из садовых особенно любил душистый горошек; его сажала на клумбах и на грядах около дома Софья Андреевна, большая любительница комнатных цветов. Сам Лев Николаевич у себя в комнате сажал и поливал апельсины. В Ясной Поляне есть зимняя цветная теплица на месте некогда тут расположенной старой большой оранжереи.
И.Е.Репин. Лев Толстой босой, 1901

Слайд 34

Для Льва Николаевича ни один человек, с которым он вступал в общение, ни одно дело, которое он делал, не казалось незначительным, все он делал серьезно, с напряжением своих душевных сил: глубоко думал, внимательно слушал, когда нужно - говорили когда нужно - молчал (остерегаясь говорить пустое), наилучшим образом использовал время для работы и каждую задачу, задаваемую себе, старался делать как можно добросовестнее и аккуратнее. Когда бывал болен, старался не быть в тягость другим и терпеливо переносить страданья. Обычный тон Льва Николаевича был спокойный; в нем не слышалось ни огорчения, ни раздражения, ни недовольства, ни упрека, и в работе он был спокоен, не был ни суетлив, ни медлителен. Лев Николаевич очень хорошо умел слушать, не пропускал без внимания ни смысла, ни выражений, ни жестов говорившего и запоминал слышанное. Лев Николаевич, разговаривая, не морщился, не проявлял неудовольствия в лице и не жестикулировал руками. Головой чрезвычайно редко делал знак отрицания, медленно покачивая вправо и влево. Вообще он ничего не делал возбужденно, а во всем держал себя тихо, степенно.
Л.Н. Толстой. (работа Андрея Ранчина)http://visualrian.ru/images/item/72254
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8705.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tolstoy_Nicolay_Ilyich.jpg
http://www.levtolstoy.org.ru/lib/ar/author/412
http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/n583r7.jpg
http://medalirus.narod.ru/Nag19_20/Wa2/583.htm
http://ruzgd.ru/astapovo.shtml
http://www.calend.ru/person/3406/
http://svv1964.blogspot.com/2009/08/blog-post_11.html
Источники информации:
http://www.rulex.ru/rpg/persons/192/192793.htm

Слайд 39

http://ru.hayazg.info/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A1%D0%B2._%D0%90%D0%BD%D0%BD%D1%8B_IV_%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8.jpg
http://writerstob.narod.ru/writers/tolstoy.htm
http://tolstoy.niv.ru/
http://www.pushkinmuseum.ru/vs_istoria_roda_1.htm
http://www.osd.ru/respinf.asp?ob=796
http://www.erfolg.ru/gallery/dn.htm
http://magazines.russ.ru/neva/2009/9/po14.html
http://visualrian.ru/images/item/72254
http://www.tram11.ru/kr/chern06/nikviaz/nv.html

Слайд 40

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://stat17.privet.ru/lr/091eb71a0f110462fcc9e7fbc34078ad
http://www.museum.ru/M1791
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html
http://www.hrono.ru/biograf/tolstoy.html
http://slovo.ws/bio/rus/Tolstoi_Lev_Nikolaevich/index.html
http://www.bestreferat.ru/referat-100674.html
http://www.yasnayapolyana.ru/museum/funds/index.htm
http://www.odinvopros.ru/lib/biography.php?id=2

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой«Юность»: нравственные идеалы Я был бы не счастливейший из людей, ежели бы я не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной. Л. Н. Толстой. Из дневника юношеских лет. .

Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы; 2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом. 3. развитие навыка осмысленного чтения. 4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан. Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?

Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

1. Анализ главы «Comme il faut». 1) Беседа. – В чем состоит идеал человека «комильфо»? – Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»? – Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах. Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя? Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик? Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?

2. Работа над главой «Я проваливаюсь». 1) Беседа. – Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»? – Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена? – О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог? – Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории? – Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий? – На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого? – Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы? – Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность». I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности. II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность». 1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками. 2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя. 3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту. 4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести. 5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги). 6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев? III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...