Порожденные Пусси: что случилось с участниками скандального панк-молебна. Феминистска панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова

Официальной датой рождения группы Pussy Riot считается 7 ноября 2011 года, когда в интернете был опубликован первый их клип. За короткое время участницы группы (состав и численность их постоянно менялись) успели выступить с короткими и крайне энергичными песнями в московском метро, на крыше троллейбуса, крыше здания напротив спецприемника №1 и даже на Лобном месте на Красной площади. На Красную площадь, к слову, вышли восемь девушек, все они были задержаны , две из них были привлечены к административной ответственности.

Акция, которую участницы группы назвали панк-молебном, состояла из двух частей. Первую часть Pussy Riot провели 19 февраля в Елоховском соборе во время, когда служба в нем не велась и прихожан было немного. Участницы группы сначала выступали бесшумно, но, как только попытались исполнить строчки из своей песни, были выведены из храма охранниками.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова».

Вторая часть панк-молебна прошла 21 февраля в храме . Участницы в ярких платьях, с закрытыми балаклавами лицами поднялись на амвон (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом) храма, где попытались исполнить песню «Богородица, а прогони» с хореографическим сопровождением, однако меньше чем через минуту их выгнали оттуда охранники.

Реакция на панк-молебен

Сказать, что произошедшее вызвало огромнейший резонанс, — ничего не сказать.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в день выступления назвал акцию «законным безобразием» во время Масленицы — времени «скоморошества и перевертышей» и заявил, что на месте ключаря храма он бы «накормил их блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».

Правда, миролюбивую позицию резко осудил ученый совет академии, после чего сам протодиакон объяснил свои высказывания попыткой вступить в пастырский диалог и желанием «снизить градус кипения».

В свою очередь, тогдашний председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества заявил, что действия группы по отношению к православным святыням — кощунство (к слову, участники панк-группы обогатили русский язык термином «кощунницы»). По мнению Чаплина, их поступок разжег «рознь между верующими и неверующими», а «нам, православным христианам, был брошен вызов хамский, наглый и агрессивный».

Что касается патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то он публично высказался по поводу акции лишь 24 марта 2012 года, назвав их поступок глумлением, которое может ложиться «кому-то на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он также добавил, что «каждого верующего человека (поступок Pussy Riot) не может не уязвлять».

Полярно разделились и мнения коллег Pussy Riot по музыкальной сцене. Лидер группы ДДТ сказал, что девушек надо простить, а наказывать их — «не по-православному»: «Могли бы и перед храмом все это спеть. Как человеку верующему, мне это не понравилось. Но я их простил как христианин за это хулиганство. И всем предлагаю простить, и нашей дать пример».

В то же время певица разразилась гневным сообщением на своем сайте, заявив, что участницы «панк группы Пуси Хрюси», «козы» и «дряни», оскорбили ее «как верующюю христианку до глубины души» (орфография и пунктуация авторские), причем до такой степени, что Ваенгу «аж трясет».

«А вы знаете почему эти козы не пошли в мичеть или в синагогу(? особенно в мичеть??????? Да потому что если бы они туда влезли то они бы до суда не «дошли» им бы братья мусульмане враз показали «христианское прощение»(((((((((((кишка тонка в мичеть нос сунуть».

Отметим, что представители мусульманского духовенства впоследствии высказались о действиях Pussy Riot осуждающе, однако в ситуации, если бы те действительно попробовали провести акцию в мечети, вызвали бы полицию.

В чем обвинили участниц группы

Через пять дней после панк-молебна, 26 февраля 2012 года, участницы акции были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве. 3 марта были арестованы и Мария Алехина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Еще две участницы акции так и остались неузнанными.

Потерпевшими по уголовному делу о «панк-молебне» Pussy Riot в храме Христа Спасителя были признаны ранее проходившие свидетелями охранники храма — сотрудники частного охранного предприятия «Колокол-А» Белоглазов, Шилин и другие (всего восемь человек), свечница храма Любовь Сокологорская и один прихожанин, член организации «Народный собор» .

«После этой акции подняли на уши весь недавно созданный Центр по противодействию экстремизму МВД РФ, где я тогда служил, уголовный розыск московской полиции, людей из и даже работников патрульно-постовой службы полиции. Задача была одна: найти какие только возможно способы уличить Толоконникову и двух ее подружек в правонарушениях», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования дела в отношении Толоконниковой.

По его словам, статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти любо вражды» охватывала тогда сравнительно небольшой круг преступных деяний, и к тому, что совершили участницы Pussy Riot, ее применить было нельзя. А статьи «Оскорбление чувств верующих» в российском Уголовном кодексе еще не было. «В итоге было решено привлечь их к уголовной ответственности за хулиганство.

При этом большинство старых оперов МУРа были против того, чтобы девушкам дали реальный срок лишения свободы. Они не исключали, что достаточно будет крупного штрафа и публичных извинений участниц этой, так сказать, группы.

Но победило служебное рвение сотрудников СК и молодых работников центра «Э», — добавил он.

До вынесения приговора суда девушек содержали под стражей. Все арестованные были обвинены в хулиганстве по мотивам религиозной вражды. По данным следствия, Толоконникова, Самуцевич и Алехина готовились к акции заранее и тщательно все планировали. «Распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви», — говорилось в обвинении.

Кроме этого, следствие отдельно отметило, что некоторые детали одежды Pussy Riot, в частности балаклавы и «короткие платья, оголяющие определенные части тела», «увеличивают опасность совершенного деяния и придают ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

Согласно обвинительному заключению, перед визитом в главную церковь страны активистки сделали все возможное, чтобы оповестить о своем мероприятии как можно больше людей, а сам визит должен был «спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле».

В показаниях свидетелей действия участниц Pussy Riot в храме описаны так: «Прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам». Охранники, ключарь и прихожане сообщили, что активистки «хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали», «их поведение, мягко сказать, было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в храме» и что панк-молебен их всех задел и оскорбил.

Акция в храме вызвала у потерпевших одни и те же чувства — негодование, раздражение и обиду. Отдельно все они в унисон отметили «сильную душевную боль», потому что инцидент произошел на последней неделе перед постом. Заявлениям активисток, сообщавших, что они хорошо относятся к православию, потерпевшие не верят. Они посчитали, что слова «срань Господня» — это хула на Иисуса Христа, а тот факт, что активистки крестились и кланялись, восприняли как пародию на действия православных верующих.

«Они высмеивают высокую роль матери — рождение детей — и призывают к бесцельному протесту, войне всех против всех». Кроме этого, свидетели, проходящие по делу, сочли, что во время панк-молебна активистки умудрились «поглумиться над православными традициями» и «использовали подмену понятий».

Последняя экспертиза по делу Pussy Riot охарактеризовала танцы участниц как «развязные», «вульгарные», «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «сексуально распущенные», в том числе из-за исполнения акции в ХХС, непристойной одежды и «высокого поднимания ног выше пояса».

Приговор Pussy Riot

17 августа 2012 года все арестованные были приговорены по статье «Хулиганство» (ч. 2 ст. 213 УК РФ) к двум годам лишения свободы в . Впрочем, 10 октября 2012 года изменил наказание Самуцевич на условное и освободил ее в зале суда. Решение объяснялось тем, что она практически не участвовала в самом панк-молебне, поскольку была задержана охраной на амвоне сразу после начала акции.

Во время процесса над участницами Pussy Riot в их поддержку или против их действий успели высказаться, кажется, все, включая первых лиц государства и мировых звезд шоу-бизнеса, в том числе или . 23 апреля 2012 года председатель назвала панк-молебен в храме Христа Спасителя «возмутительным» и «безнравственным» поступком, добавив, что девушек можно и отпустить. 26 апреля 2012 года премьер-министр Дмитрий заявил, что, как «воцерковленный человек», он считает, что участницы Pussy Riot получили то, на что рассчитывали, — популярность. Он же 12 сентября заявил о том, что наказание осужденным должно быть условным.

Что касается реакции президента РФ Владимира Путина, то 7 марта 2012 года, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, он назвал акцию «отвратительной». 2 августа 2012 года, до вынесения приговора, Путин предположил, что если бы девушки «поехали бы на Кавказ, зашли и осквернили какую-либо святыню мусульман, то мы даже не успели бы взять их под охрану». Однако он добавил, что «строго судить участниц за это не надо», и выразил надежду, что «они сами сделают какие-то выводы». 7 октября 2012 года (за несколько дней до кассации в Мосгорсуде) Путин заметил, что не оказывал воздействия на судебную систему и не добивался осуждения девушек:

«Вопреки моим ожиданиям дело стали раскручивать и докатили до суда, а суд залепил им двушечку… Я здесь ни при чем. Они этого хотели, они это получили».

Чем занялись участницы после тюрьмы

23 декабря 2013 года, за два месяца до окончания срока заключения (в марте 2014-го), Надежда Толоконникова и Мария Алехина вышли на свободу по амнистии, принятой к 20-летию российской Конституции.

После освобождения Надежда Толоконникова вместе с Марией создала движение в защиту заключенных «Зона права». Обе девушки участвовали в акциях протеста в поддержку узников так называемого «болотного дела». Как вспоминает корреспондент «Газеты.Ru», на приговоре 12 фигурантам этого дела их попытался задержать ОМОН перед зданием Замоскворецкого суда Москвы, но в итоге толпа окружила участниц панк-группы, и в автозак удалось запихнуть только Алехину.

«Через относительно недолгое время у Алехиной возник конфликт с Толоконниковой, это очень разные и сильные люди, которым нелегко вместе. В любом случае, проект Pussy Riot сейчас жив и в его рамках иногда проводятся определенные акции», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкой знакомый с Алехиной и Толоконниковой.

По его словам, обе девушки смогли извлечь материальную выгоду из своего положения. «Надежда вместе со своим мужем Верзиловым активно выступали на Западе, где у них есть неплохие завязки и сейчас.

В настоящее время в США разворачивается активная кампания леворадикалов против Трампа и его действий. Насколько я знаю, Толоконникова планирует принять в ней участие», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что Алехина ориентирована в большей степени на внутренний рынок, в том числе и потому, что не очень хорошо владеет английским языком, но тем не менее выступает в России с панк-концертами. Обе девушки также активно сотрудничают с онлайн-СМИ «Медиазона».

Пятеро участниц панк‑группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, надели маски, вбежали на солею (возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом) и амвон (место в храме, с которого читаются библейские тексты), вход на которые запрещен, подошли к алтарю и провели "панк-молебен" — включив звукоусиливающую аппаратуру, стали выкрикивать оскорбления в адрес священнослужителей и верующих. Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Задержать девушек не удалось.

Екатерина Самуцевич также неоднократно вела судебные разбирательства со своими бывшими адвокатами. В 2014 году Гагаринский суд столицы отклонил ее иск о защите чести и достоинства к бывшему защитнику Николаю Полозову на 3 миллиона рублей. Самуцевич в иске требовала опровергнуть материалы о Pussy Riot, которые были размещены в блоге со ссылкой на американский новостной сайт The Daily Beast, а также несколько высказываний в соцсетях. Кроме того, Самуцевич неоднократно обращалась в Адвокатскую палату Москвы с заявлениями о лишении своих бывших защитников адвокатского статуса, .

Защита участниц панк-группы Pussy Riot обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение четырех статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Защита участниц панк-группы в своей жалобе просит признать правительство России виновным в нарушении свободы выражения мнения, права на свободу и личную неприкосновенность, запрещения пыток и права на справедливое судебное разбирательство (статьи 10, 5, 3 и 6 Европейской конвенции). Участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова в рамках своей жалобы в ЕСПЧ : по 120 тысяч за моральный ущерб и 10 тысяч за судебные расходы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Свой день рождения Надя Толокно встретит в одиночной камере

7 ноября День рождения у Надежды Толоконниковой, самой харизматичной из скандальной троицы панк – группы Pussy Riot. Этот праздник осужденная на два года колонии за танцы в Храме Христа Спасителя встретит в одиночной камере, в строгой изоляции, на пересылке в глубинке Красноярского края. У нее не будет ни подарков, ни поздравлений. Накануне 24-летия Надежды Толоконниковой ее отец рассказал «МК» о детских годах дочери, с кем живет внучка Гера и каким он видит будущее ее мамы.

Надежда Толоконникова.

Напомним, что после голодовок и открытого письма о колониальных порядках и рабском труде заключенных Надежду .

Как сообщили соратники Надежды, «Толокно везут по сибирскому этапу по так называемому «персональному наряду ФСИН России», который выписывается обычно для террористов и лидеров ОПГ». Ее перевозка длится уже 17 дней. По своим каналам друзья Толоконниковой выяснили, что девушка побывала в Саранском СИЗО, на пересылке в Тюмени, далее специальный прицепной вагон с Толоконниковой затерялся во времени и в пространстве.

Где будет отбывать оставшийся срок осужденная – держится в строжайшей тайне. В тюремном ведомстве отмахиваются от журналистов: «Как только Надежда Толоконникова прибудет в исправительное учреждение, в течение 10 дней администрация известит об этом родственников».

По всей видимости, это будет исправительная колония №50 в таежном поселке Нижний Ингаш, . Через поселок проходит железная ветка Красноярск – Тайшет, ночной поезд на станции Ингашской стоит не больше двух минут. Кругом леспромхозы. Достопримечательности: краеведческий музей, церковь Михаила Архангела.

Об ИК – 50 известно немного. Это колония для «первоходов», туда направляют тех, кто осужден впервые. На зоне есть кондитерский цех, швейная мастерская, картонный цех. Имеется участок колонии-поселения, где осужденные сажают свеклу, кабачки и картошку.

Свой 24 по счету День рождения Надежда Толоконникова скорее всего встретит в зарешеченном прицепном вагоне на Трансибирской магистрали.

Накануне этой даты мы беседуем с ее отцом, Андреем Толоконниковым:

Я работал в то время в Норильске врачом на «скорой помощи». Мы везли больного в больницу. Дороги были заметены снегом. В приемном покое мне и сообщили о рождении дочки. Надя у нас - северная девочка. Как ее мама, так и я - родились за Полярным кругом.

- Кто дал ей имя Надежда?

Я назвал так дочку. Она стала «Надеждой доктора Толоконникова».


7 ноября знаковая дата для нашей страны. День Октябрьской революции, «красный день календаря» с обязательными демонстрациями трудящихся. Ни эта ли дата определила бунтарский характер дочери?

Большую роль в воспитании Нади сыграла бабушка, Вера Ивановна. Дочка практически не ходила в садик. Времена были тяжелые, надо было много работать. Каждый год я отвозил девочку к своей маме в Красноярск. Надина бабушка – очень принципиальный и честный человек, коммунистка, за идею готова была идти «в огонь и в воду». Надя всегда говорила, что хотела быть похожа на Веру Ивановну. Революционные идеи, порывы, желания перекроить мир на справедливый лад - это у Нади от бабушки.

- Какие события в жизни дочери были самые запоминающиеся? Что дарили, чему она была особенно рада?

Мы расстались с Надиной мамой, когда дочке было 4 года. Это был 1994 год, страна была в реформах. Тогда еще были иллюзии: горбачевская перестройка, либерализация, демократия… Я настаивал на переезде в Москву, жена ни в какую не хотела уезжать из Норильска. Она работала преподавателем в музыкальном училище и твердила, что ее все устраивает. Я поехал за лучшей долей в столицу, решил заняться бизнесом, думал позже перетянуть жену в Москву, но этого не случилось. Пятилетняя Надя осталась жить с мамой в Норильске. На лето ее отправляли в лагерь на море. Бывшая жена тогда еще была достаточно либерально настроена, сообщала, где находится лагерь. Я садился на поезд, ехал на побережье, то в Анапу, то в Сочи, снимал рядом с лагерем комнату в частном доме. Потом я забирал Надю в Москву. Мы много общались с дочерью. В подростковом возрасте она увлеклась философией и историей. К тому времени она была очень привязана ко мне. Я готовил Надю к учебе в МГУ. Я учил ее ставить большие цели, иметь великие мечты, состояться. Честолюбие у Нади от природы. Во все времена были такие революционно настроенные женщины, которые фанатично служили одной идее, боролись за свои права, садились за свои убеждения в тюрьму.

- Как Надя отмечала свой первый День рождения за решеткой?

Надя сидела в мордовской женской колонии ИК-14 в посёлке Парца Зубово-Полянского района. У нее в этот день был адвокат Марк Фейгин. Надя человек реалистичный и прагматичный, все эти коробочки с цветными ленточками и лубочные открытки ей не нужны. Она на все это смотрит параллельно. Мы передали для нее в этот день свои послания.

Конечно, всякие вкусности Петр Наде постоянно привозил, подкармливал ее. ( - гражданский муж Надежды Толоконниковой. Четыре года учился на философском факультете МГУ, но окончил только два курса. Уходил в академический отпуск, в промежутках между учебой уезжал путешествовать по Африке. - Авт. )

За время, проведенное в тюрьме, Надя возмужала. Произошло взросление личности. Сейчас дочь уже более зрелый, более умный человек. Безусловно, сказалось и нахождение в зоне с убийцами. Где-то рядом, на соседней шконке, сидела женщина-людоедка, которая съела своего любовника, ее посадили, по-моему, на 14 лет. Рядом были наркоманки. Надю мало кто понимал в этой среде, потому что люди там известного интеллектуального уровня.

- ? С кем она живет?

Гера живет с мамой Петра – Еленой Вячеславовной. У них на «Водном стадионе» хорошая квартира. Надя поставила перед Петей условие: воспитанием Геры должен заниматься и я тоже. На выходные я часто забираю Геру, мы идем бродить – колесить по Москве. Надя хочет, чтобы она выросла самостоятельной и свободолюбивой.

- Внучку назвали в честь одного из двенадцати Олимпийских божеств, верховной богини?

Это была инициатива ее отца - Петра. Его отговаривали давать девочке столь необычное имя, твердили: «Зачем усложнять ребенку жизнь?» Потом незнакомые люди переспрашивали: «Гера - это понятно, а как звучит ее настоящее имя? Гертруда?» Я же считаю, что не важно, какое у тебя имя, главное, какой ты человек.

- Чем сейчас занимается мама Надежды? Она ни разу не поддержала дочь в суде. Может, письма пишет ей в колонию?

У нас испортились отношения с мамой Нади еще в 2000 году. Мы не общаемся более 10 лет. В колонии у дочери ее не видели.

Надю этапируют сейчас в Красноярскую ИК - 50. Отдаленная зона была, на ваш взгляд, выбрана как наказание за бунтарство?

Отдаленность – это одно. В Федеральной службе исполнения наказаний, видимо, считают, что большое расстояние станет проблемой для Надиной группы поддержки. Но проблемы никакой не будет. Есть интернет, есть сплоченные единомышленники, в чем могли убедиться в тюремном ведомстве, когда у их ворот на Житной поставили куб с плакатами и стали проводить пикеты в поддержку Нади. Но от ФСИН еще можно ждать сюрпризов. По – моему, в исправительную колонию в поселке Нижний Ингаш нельзя заключенным писать письма по электронной почте. Пусть даже и после прохождения цензуры. Их целью было отсечь Надю от внешнего мира.

- Сколько осталось Надежде до окончания срока?

4 месяца. В марте 2013 года ее должны освободить.

- У вас в Красноярске живет мама, которая может поддержать внучку.

Колония находится в 300 километрах от Красноярска. Мама уже пожилой, больной человек. Но Надю несомненно поедет навестить.

- Что бы хотели подарить дочери в этот День рождения?

Свободу! Но это невозможно. Самым дорогим подарком в ее День рождения стало бы свидание с дочерью Герой. Но это тоже невозможно.

- Каким видите будущее Надежды?

Я, честно говоря, не хотел бы, чтобы дочь занималась политикой. Я был бы рад, если она эмигрировала, и где–нибудь во Франции, как диссидент, занималась общественной деятельностью. Трудно сказать, что захочет сама Надя. Но, как я понял, уезжать из России она не собирается. Будет продолжать образование в МГУ и дальше работать, как правозащитник.

Справка «МК»:

Надежда Толоконникова - студентка философского факультета МГУ, бывшая участница арт-группы «Война», затем стала членом «московской фракции» «Войны». Принимала участие в нескольких акциях группы, включая перформанс в Биологическом музее (2008) и «Тараканий суд» (2010). С 2011 года - участница панк-группы Pussy Riot.

21 февраля 2012 года провела в храме Христа Спасителя так называемый «панк-молебен». 3 марта 2012 года по подозрению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением в храме Надежда Толоконникова была арестована. Также были задержаны ещё две участницы Pussy Riot - Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Международная правозащитная организация Amnesty International объявила их узницами совести. 17 августа того же года суд признал Толоконникову виновной «в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды», и приговорил к двум годам лишения свободы колонии общего режима. Толоконникова своей вины на суде не признала, заявив, что «акция в храме носила политический, а не религиозный характер», по её словам, у неё «не было умысла оскорбить верующих».

В сентябре и октябре 2013 года Толоконникова дважды объявляла голодовку. Через гражданского мужа передала открытое письмо, в котором рассказала о невыносимых условиях труда и жизни в исправительной колонии № 14 в Мордовии. В письме осужденная в частности рассказала о 16-17 часовом рабочем дне в швейной мастерской, о месячной зарплате в 29 руб. Также Толоконникова указала, что против нее было совершено преступление - заместитель начальника колонии Куприянов угрожал ей убийством и физической расправой.

Pussy Riot спустя пять лет после оглашения приговора

Они разделили общество на два противоборствующих лагеря, вернули в массовый обиход слово «кощунницы», спровоцировали принятие закона о защите чувств верующих и разжалобили звезд мировой эстрады. За них пела Мадонна, проповедовал отец Андрей Кураев, вступились оппозиционеры и ломали копья люди, называющие себя православными активистами. Речь идет о группе Pussy Riot, трех участниц которой пять лет назад на «двушечку» отправили в колонию за выступление в храме Христа Спасителя. Чем они занимаются сейчас и как смотрят на прошедшую акцию?

Выпороть нельзя отправить в тюрьму

Противоречия начинаются еще на этапе прочтения названия группы. Одни говорят, что речь о бунте (riot) кисок (pussy) в значении наших милых домашних любимцев, другие - что речь идет о жаргонном названии женских половых органов. Причем сцепляются толкователи на полном серьезе. А читающая приговор судья, которая, по всей видимости, была сторонницей второй трактовки, периодически краснела, спотыкаясь о злосчастное название.

Приговор был вынесен пять лет назад, 17 августа 2012 года. Не помогли ни заступничество Мадонны, ни ходатайство Йоко Оно - они, как и многие другие, выступили в защиту девушек. В чем же обвинили трех «кощунниц»?

Они были осуждены по статье «Хулиганство» за то, что 21 февраля 2012 года исполнили песню «Богородица Путина прогони» на амвоне храма Христа Спасителя. Сами они назвали действо панк-молебном, чем усугубили негодование в православной среде. Впрочем, того, что звалось громким словом «выступление», по сути и не было вовсе. В тот момент, когда в храме находились несколько туристов и работников церкви, три участницы группы побежали к центральной части помещения, расчехлили музыкальные инструменты, натянули балаклавы и спели несколько фраз. Соратники записали это на видео, чтобы потом использовать в клипе, а самих девушек на улицу вытолкали охранники.

Самая, пожалуй, будоражащая умы вменяемой общественности деталь судебного процесса заключалась в том, что как аргументы обвинения были представлены решения Лаодикийского (IV век) и Трулльского (VII век) церковных соборов. Впрочем, во-первых, это тоже можно назвать частью акции, только исполненной уже не панк-группой, а прокурором, во-вторых - пострадавшими выступали верующие, и раньше подобные вопросы решались внутри Церкви и исключительно на соборах. Поэтому больше обвинению апеллировать было не к чему.

В итоге Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы. У первых дома остались маленькие дети.

Воинствующие верующие считали, что приговор справедлив и детей у таких матерей нужно забрать вовсе, другие говорили, что максимум, чего заслуживают девушки, - профилактической порки. Известный миссионер, дьякон РПЦ Андрей Кураев и вовсе говорил, что в честь Масленицы их стоило накормить блинами и отпустить по домам. Но хоть и многочисленные, но тихие голоса были не слышны на фоне негодующих и оскорбленных. Такая жесткая реакция на политическую акцию в современной России случилась впервые.

Впрочем, акционизм всегда обнажает социальные, политические и экономические проблемы, обостряя их через художественное высказывание. Волей или случаем «Пусси Райот» оказались в нужном месте и времени.

«Ожиданий попасть в тюрьму не было»

Хотя в отношении группы анонимных участников в балаклавах это звучит абсурдно, но лицом «Пусси Райот» можно назвать Надежду Толоконникову.

Студентка философского факультета МГУ родом из Норильска, она была участницей группы «Война», когда за неприличное изображение, «поднятое» на Литейный мост («Член в плену у ФСБ» - так звучит название акции в печатном варианте), арт-группа получила государственную премию «Инновация». Толоконникова вместе с мужем Петром Верзиловым принимала участие в акции «Совокупляйся (это опять же печатный вариант) за наследника Медвежонка», которая проходила в форме группового полового акта в Зоологическом музее в Москве. Впрочем, тогда чувства зоологов задеты не были, и акционисты остались на свободе. Верзилова, кстати, называют продюсером группы. Основание для этого - та бурная деятельность, которую он развернул, пока девушки находились под следствием.

Термин «самопиар» очень смешной и пустой - всякое опубликованное слово или появившийся в пространстве жест можно назвать самопиаром, и так обычно говорят те, кто не очень разбирается в том, что такое пиар. Нужно рассматривать и оценивать конкретные жесты и по ним судить человека. С точки зрения того, чем пришлось заниматься каждый день, меня акция привела прежде всего к погружению в правозащитную деятельность - сперва нужно было полтора года ездить по тюрьмам и судам и практически полностью сосредоточиться на этой повестке, - рассказал «МК» Петр Верзилов. - У Нади в октябре 2013 года в Мордовии развернулась настоящая борьба с лагерным начальством и генералами ФСИН. После того как замначальника лагеря угрожал ей убийством, а Надя опубликовала текст о положении дел в ее лагере (ее письмо остается одним из самых читаемых текстов в русском Интернете до сих пор), мы разбили в сердце лагерного региона Мордовии настоящий штаб и несколько недель подряд оказывали серьезное давление на всю тюремную систему. Подобной затяжной кампании, которая одновременно проходила бы непосредственно снаружи и внутри лагеря, богатая российская тюремная история раньше не знала. Кампания против ФСИН кончилась нашей победой - было привлечено серьезное внимание к положению заключенных в мордовских лагерях, а Надя была этапирована в Сибирь, в тюрьму с гораздо более человеческим режимом. В декабре 2013 года Надя и Маша вышли из тюрьмы, и мы сразу же основали правозащитную организацию «Зона права», которая за три с половиной года уже оказала помощь большому числу заключенных, находящихся в тяжелом положении и отстаивающих свои права в лагере. А в сентябре 2014 года мы основали «Медиазону», ставшую одним из ведущих российских независимых СМИ, которых сейчас остается все меньше. Сейчас я издатель «Медиазоны», и все силы уходят на обеспечение жизни издания.


Надежда Толоконникова также ответила на вопросы «МК» о том, чем она занимается сейчас и как оценивает события пятилетней давности:

- Считаете ли вы, что в рамках акции в ХХС вы вступили в диалог с властью, вынудив ее к ответной реакции?

Я полагаю, что реакция государства на акцию была, мягко говоря, неадекватной. Во-первых, состава преступления статьи 214 УК РФ, по которой мы были осуждены, в наших действиях не было и близко. Во-вторых, сажать людей за мирные, ненасильственные, символические акции протеста - это совершенно нездоровая реакция, которая указывает на то, что своей акцией мы задели болевые точки и начали общественную дискуссию, которую Владимиру Путину и его команде иметь совершенно не хотелось.

- Соответствовала ли реакция вашим ожиданиям и были ли ожидания?

Ожиданий попасть в тюрьму не было, конечно. Это оказалось сюрпризом.

Касательно диалога с властью: знаете, это не диалог, когда вы говорите слово, а вас за это одно слово отправляют строчить полицейские костюмы по 16 часов в сутки на два года - в совершенно рабских условиях. О том мы и говорили в акции: диалога с властью не выйдет по определению до тех пор, пока власть будет следовать прекрасным традициям КГБ и НКВД и отправлять несогласных на Соловки.

- Завершена ли акция или это шаг, требующий продолжения?

Шаги продолжаются. Работа над созданием в России гражданского общества, если угодно. Которое могло бы противостоять произвольным выходкам власти.

После выхода из тюрьмы мы начали работать с юристами и правозащитниками Павлом Чиковым и Сергеем Петряковым над помощью заключенным, организация называется «Зона права». Организация оказывает поддержку тяжело больным осужденным, а также заключенным, которые подверглись избиениям и пыткам со стороны сотрудников ФСИН.

В 2014-м создано также при нашем участии независимое издание «Медиазона» - мы без цензуры рассказываем о жизни в России. О важнейших политических процессах, которые часто сливаются с судебными процессами, о том, что происходит в тюрьмах и полицейских участках.

Отдаете ли вы себе отчет в том, что, провоцируя власть, вы запустили ответную неадекватную реакцию, репрессивные механизмы самозащиты? Вы не жалеете о том, что сделали?

Не очень хочется жить, постоянно думая о том, посадят тебя или нет. Изобьют или нет. Обольют зеленкой или нет. Убьют или нет. Соответственно, мы просто эти мысли исключаем, живем и действуем без оглядки на возможные неадекватные реакции со стороны государства. Мы строим медиа, правозащиту, делаем политическое искусство - в общем, ведем себя как нормальные здоровые граждане. Если это у органов вызывает истерику, тем хуже для органов, потому что неадекватными тут выставляют себя они, а не мы. И да, мы не жалеем о том, что делали и делаем.

Сегодня, не будь этого 5 лет назад, ваша акция в ХХС была бы актуальна в том же формате? И вообще, как быть акционисту сегодня?

В том же формате - конечно, нет. Задача работника культуры - чувствовать свое время. Каждому овощу свое время, говорят. 2012 год был полон надежд на перемены, мы надеялись видеть больше вольностей в политике, культуре, образовании, СМИ. Отсюда - форма Pussy Riot, форма праздничного уличного карнавала. Случилось обратное увеличению вольностей: волна политических арестов, включая «болотное дело», уничтожение независимых СМИ, взрывной рост количества государственной пропаганды по ТВ, агрессия во внешней политике. И акционисты, соответственно, меняются вместе с обстановкой. В 2012–2016 годах очень точные работы делал Петя Павленский. Мрачные, исполненные самоагрессии, как само время.

- Вам не кажется, что власть сейчас - главный акционист?

Я бы, наверно, не стала заигрываться в это сравнение, потому что, знаете, как писал философ Борис Гройс, правление Иосифа Сталина тоже было масштабным проектом авангардного искусства. Не хотелось бы такие проекты повторять.

Если президент или иные чиновники хотят заниматься акционизмом, они всегда могут подать в отставку и самореализовываться через трансгрессивные, быть может, жесты. Пока же они слуги народа, нанятые нами за наши деньги, и мне неинтересно, чтобы они за выплаченные нами налоги занимались своим творчеством. Мне интересно развитие системы здравоохранения, образования, гуманизация тюремной системы, реально независимые суды, устранение коррупции, защита гражданок и граждан от домашнего насилия. Этого я не вижу. А именно этим обязаны по закону заниматься чиновники, а не сомнительными политическими авантюрами и личным обогащением.

- Группа еще существует? Чем она занимается?

Pussy Riot создавались как политическое движение, и в этой форме они продолжают существовать. Мы пишем тексты, создаем музыку, снимаем музыкальные клипы и театральные постановки, а также издаем независимое медиа и помогаем заключенным.

- Вы выросли из прежнего формата акций, такого больше не повторится?

Нельзя загадывать: если будем чувствовать, что карнавальный формат уместен, обязательно с ним выступим.

- Как вы относитесь к нынешней оппозиции в России, она вообще есть? Вы ходите на митинги?

Я вижу значительный рост интереса российских граждан к политике, действительно многие задаются вопросами о коррупции, цензуре и неэффективности власти. Алексей Навальный - значимый публичный политик, который гражданам успешно на возникающие у них вопросы о воровстве и лжи власти отвечает. Поддерживаю его кандидатуру в Президенты РФ! На митинги хожу.

Ваша дочка - ребенок, который формируется в абсолютно другой среде, который знает то, чего не знают большинство детей в РФ. Какая она? Какой, как вам кажется, станет и будут ли у нее единомышленники?

Не только у Геры, у очень многих детей в России есть доступ к Интернету, а значит, есть возможность узнать достоверную информацию о том, как устроена власть в их стране. Вероятно, потому на последние крупные митинги вышло много школьников. Так что, я уверена, единомышленники у Геры есть!

«Настоящая «Пусси Райот»

Екатерина Самуцевич - одна из самых противоречивых фигур в группе. Она работала программистом и параллельно участвовала в акциях «Войны», выступала против Путина и в поддержку ЛГБТ. Она была осуждена вместе со всеми, но уже 10 октября вышла на свободу, реальный срок заменили условным. По мнению адвоката группы Виолетты Волковой, во многом это произошло из-за размежевания группы. Самуцевич отказалась от ее услуг, при этом, что парадоксально, аргументы для изменения меры пресечения были сформулированы еще на этапе работы Волковой.

«Ценность «Пусси Райот» в том, что мы не коммерческая группа, мы, наоборот, пытались себя представить как противостояние коммерческому в искусстве, в музыке и в мире вообще, - объяснила Самуцевич свои противоречия с Петром Верзиловым. - Но тебя окружают люди, у которых нюх на деньги, такие как Петя, ты их не подпускаешь, говоришь - держись от этого подальше, это мой проект, а потом случается такое безумие, тебя сажают в тюрьму, и ты теряешь контроль над ситуацией. И оказывается, что, кроме нас троих, никто эту идеологию не поддерживал, что люди, которые остались там, думают иначе».

Все это она говорила после выхода из тюрьмы, на съемках документального фильма «Срок». После этого Самуцевич с журналистами общаться категорически отказывается, не поддерживает связь с бывшими соратниками и защитниками, сменила адреса и номера телефонов, не фигурирует под своим именем в социальных сетях.

В какой-то момент появились слухи о том, что Самуцевич видели то ли за кассой в одной из сетевых московских кофеен, то ли за стойкой в одном из питерских баров.

Сама она на связь с «МК» выходить не стала, но нам удалось пообщаться с одной из подруг бывшей участницы «Пусси Райот».

Катя не кассир и не бармен, но она и правда работает официанткой, - рассказала девушка, которая попросила не светить ее имя в СМИ. - Она и уборщицей бы пошла работать, и посудомойкой, в отличие от остальных Катя совершенно не корыстна и не сноб. Плюс она иногда подрабатывает по специальности программистом. Это периодические заработки, поскольку устроиться на постоянку с ее прошлым и судимостью невозможно.

- Она жалеет о том, что участвовала в этой истории?

Только о том, что так повели себя люди, которые ее окружали, что они оказались не готовы к настоящей акции. Не смогли пройти медные трубы. Но она не жалеет о собственных поступках, она не предала группу ни в чем, на самом деле это она - настоящая «Пусси Райот».

В новостях Екатерина Самуцевич все же появилась, в 2016 году она подала в суд ходатайство об отмене приговора. Его ожидаемо отклонили.

На то, что со временем незаконный, по ее мнению, приговор отменят, надеется и Виолетта Волкова, однако за помощью к ней Самуцевич не обращалась.

Волкова говорит, что настолько досконально изучила дело, что помнит наизусть целые страницы и номера протоколов, по ее словам, максимальное наказание для девушек - штраф в тысячу рублей.

Противоположности притягиваются?

Впрочем, удивила всех не только Самуцевич, но и впоследствии Мария Алехина. У нее образовался неожиданный творческий, а по слухам, и не только, тандем с воинствующим православным активистом Дмитрием Энтео.


Когда Марию Алехину и других участниц группы Pussy Riot судили за акцию в храме Христа Спасителя, православный активист Дмитрий Энтео решительно выступал за наказание девушек.

Сейчас же Алехина и Энтео проводят вместе много времени и создали как минимум творческий союз. Так, недавно они отправились к Министерству юстиции, чтобы провести там публичное чтение Библии. По их словам, они поступили так с целью демонстрации своего конституционного права «читать Священное Писание (и любые другие книги) в публичном пространстве - без получения разрешений от чиновников». Во время чтения Библии участники акции курили, а потом катались на машине и распевали песни группы «Тату».

Более странный союз представить сложно. «У нее у самой есть чему поучиться в плане христианства», - уверяет Энтео комментаторов в своем Фейсбуке, которые спрашивают, что он делает рядом с Алехиной и не пытается ли обратить девушку к вере.

«У меня было все хорошо, пока вы не появились, я во Владикавказе проповедовал, была спокойная, тихая жизнь», - сокрушается Энтео в перерывах между чтением Библии. Первую заметную акцию он как раз провел после панк-молебна.

«5 лет прошло, а ты ничего не понял», - журит его Алехина.

По сути порожденный «Пусси» Энтео остался верен группе и сейчас. Правда, скорее только одной ее участнице - Алехиной.

«Почитай жития святых на досуге, - заступается Энтео за Алехину перед гневом мира комментаторов в соцсетях. - Грешники становятся праведниками. Видя, как некоторые православные ревнители захлебываются в ненависти, клевете и злобе, с одной стороны, и как люди, совсем далекие от Церкви, проявляют солидарность и милосердие, начинаешь многое переосмысливать».

Кажется, Энтео действительно расположен к Алехиной, впрочем, есть подозрение, что сама Алехина воспринимает его скорее как арт-объект, на фоне которого проводит свои новые акции.

На вопрос об этом «МК» она так и не ответила.

Да и религиозная подоплека, которую видит в этой истории Энтео, неоднозначна.

«Была ли я в церкви после панк-молебна? В ХХС с тех пор я ходила один раз, - рассказала она. - Это странная история. В 2015 году, случайно. Я прилетела из Нью-Йорка, поняла, что у меня нет ключей, некуда идти, и из аэропорта поехала на «Кропоткинскую». Не знаю почему. Очень ранним утром. Потом услышала звон и решила пойти в ХХС. Дальше началось кино. Во-первых, везде были китайцы, очень много, феноменальное количество китайцев. Во-вторых, мониторы. Раньше не было мониторов. В-третьих, патриарх. Как ни странно, он был в храме. Выяснилось, что был праздник, служба, что-то связанное с Кириллом и Мефодием, все говорили про русский язык, у меня создалось ощущение, что отпевают нашу культуру. При этом везде были ребята в костюмах - спецслужбисты. Я попала внутрь, меня, кстати, опять не обыскали ни фига. Тоже мне, вообще ничему не учатся. Не услышала бы звон, не пошла бы».

Позиционируя себя как художники, в разной степени талантливо акционисты балансируют на грани закона и морали. Во многих случаях реакцией оказывается еще большее закручивание гаек - акционисты сами подвергаются гонениям, а правовая система включает механизмы самозащиты, пытаясь обезопасить себя от подобных провокаций, но тем самым только открывая новые темы и возможности для акционистов. Общество становится зрительным залом, наблюдающим за опасной игрой акционистов и властей. Когда Петр Верзилов попросил классика акционизма Йоко Оно отреагировать на задержание участниц Pussy Riot, она заволновалась, не повредит ли им ее поддержка, не станут ли их в тюрьме пытать. Выпуская из клетки раздразненного зверя, акционист берет на себя ответственность за последствия своих действий - перед обществом и перед конкретными людьми. Но не всегда готов эту ответственность нести. Алехиной удалось растопить сердце Энтео, но толпы его соратников все еще бродят по выставкам и театральным залам в поисках «кощунств», а Госдума продолжает печатать законы в их защиту.

Надежда Толоконникова и Мария Алехина- это участницы арт-группы Pussy Riot, в составе которой они и стали известны широкой общественности как отстаивающие определенные социально-политические взгляды. О скандальном панк-молебне в стенах храма Христа Спасителя стало известно всей Европе. Но было и много других громких акций в биографии девушек. Об этом мы сегодня подробнее расскажем в нашей статье.

Мария Алехина - биография

Маша родилась 6.06.1988 (г. Москва) в неполной семье. Все заботы по воспитанию дочери легли на плечи мамы. Об отце самой Марии известно немного - он оставил их семью очень давно. И все же в возрасте двадцати одного года девушке удалось с ним встретиться. Отец поведал о двух неудавшихся браках и четверых детях. После той встречи стало понятно, что нет смысла дальше поддерживать отношения.

Школу Мария Алехина посещала с удовольствием, в предметах отдавая предпочтения литературе, рисованию и музыке. С наступлением переходного возраста характер девушки изменился не в лучшую сторону, сказывались отсутствие папы в доме и постоянная занятость мамы в поисках источников пропитания в трудные девяностые. Далее последовали ссоры с матерью, плохие компании, отсутствие дома по нескольку дней. Но перед окончанием школы наша героиня неожиданно одумалась.

Студенчество

Выбирая профессию по душе, Мария Алехина заинтересовалась столичным ИЖиЛТ. Харизма девушки и уверенность в себе покорили приемную комиссию, и она была зачислена.

Годы студенчества стали для Алехиной началом активной общественной деятельности. На счету девушки участие во множестве мероприятий:

  • акции российской ячейки «Гринпис» по поддержке заказника «Большой Утриш», а также пикеты с требованиями защиты о. Байкал и Химкинского леса ;
  • движение «Даниловцы» (при поддержке РПЦ) - волонтерская работа, развивающие занятия с пациентами столичной детской психиатрической лечебницы.

О Надежде Толоконниковой

Дата рождения - 7.11.1989, г. Норильск. В этом городе, а также в Красноярске прошло детство девочки, где она проживала по очереди то с отцом, то с мамой. После школы успешно училась на философском факультете МГУ, но диплом так и не получила, чему помешала сначала беременность, а после - тюрьма.

По признанию Надежды, она всегда искала от жизни острых ощущений, даже в своих фантазиях.

Панк-группа Pussy Riot

В период общественной активности Алехина начинает сотрудничество с арт-группой «Война», где знакомится с Надеждой Толоконниковой и Катериной Самуцевич, у девушек формируются четкие антиправительственные взгляды с критикой политической системы России. На этой почве осенью две тысячи одиннадцатого года создается впоследствии скандально известная группа Pussy Riot. Выступления коллектива проходили анонимно (под псевдонимами) в виде стихийных акций в местах, не определенных для этого.

Резонансный панк-рок молебен и судебный процесс

21.02.2012 в храме Христа Спасителя появились девушки в ярких костюмах с закрытыми лицами. Направляясь к алтарю, они включили звуковые усилители и стали петь песню со словами «Богородица - Путина прогони!» Когда прихожане вызвали полицию, девушки скрылись, но третьего марта все же были задержаны правоохранительными органами.

Е. Самуцевич, Н. Толоконниковой и М. Алехиной инкриминировали статью «Хулиганство» и посадили в СИЗО. В августе в г. Нижний Новгород состоялось заседание суда по данному делу, где девушек признали виновными и приговорили каждую к двум годам тюрьмы с отбыванием наказания в женской ИК-28 (г. Березняки, Пермский край). По итогам рассмотрения кассационных жалоб Екатерине Самуцевич наказание заменили условным. Нахождение в тюрьме не изменило взглядов молодых «бунтарок», но преподнесло определенный урок, к тому же было время построить дальнейшие амбициозные планы. В декабре две тысячи тринадцатого Алехина и Толоконникова вышли на свободу по амнистии и решили заниматься деятельностью по защите прав заключенных Российской Федерации.

Личная жизнь политических активисток

Мария Алехина живет в гражданском браке с молодым человеком по имени Никита, с которым они познакомились еще в детстве. Пара воспитывает сына Филиппа, который родился в 2006 году.

Что касается прочих увлечений Марии, здесь следует упомянуть, что она вегетарианка, в юности много раз путешествовала по Европе автостопом, любит писать стихи (даже пробовала себя в литературных конкурсах).

Надежда Толоконникова замужем за Петром Верзиловым (познакомились еще на учебе в МГУ), вместе растят дочь Геру.

Заключение

Судебный процесс над участницами Pussy Riot вызвал бурный общественный резонанс, разделив наблюдателей на два лагеря: осуждающих девушек и поддерживающих их действия. Международная организация AmnestyInternational в две тысячи двенадцатом году признала Алехину узницей совести, а издание LeFigaro (Франция) назвало Толоконникову «Женщиной года». В любом случае, в независимости от одобрения или критики, у этих девушек есть свое непоколебимое мнение и взгляды на жизнь.